ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Декабрь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Республика Саха (Якутия). Итоговый отчет

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
по проекту UDF-RUS-10-398 
«Поддержка демократических инициатив
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»
Республика Саха (Якутия)
 



Общины КМНС в районе работы проекта


            В рамках работы по данному проекту мы ведем взаимодействие в основном с теми общинами, которые находятся на территории Южной Якутии. Их довольно много, но не все активны и не все подчистую имеют влияние от промышленных проектов. Поэтому мы можем назвать следующие общины, входящие в «зеленую» сеть КМНС:

            В Алданском районе: 

«Киэн Юрях», «Иджек», «Сергелях», «Амга», а также с Ассоциацией эвенков Алданского района «Сигун».

            В Нерюнгринском районе:

«Бугат», а также с инициативной группой жителей эвенкийского наслега Иенгра и Союзом оленеводов Нерюнгринского района «Орон».

            В Олекминском районе:

«Тяня», «Токко».

            В Усть-Майском районе: 

«Эжанская», «Джугджур».



«Горячие точки» в районе работы проекта; влияние деятельности промышленных компаний на жизнь общин КМНС


Из существующих промышленных  проектов это:





Промышленный проект, заказчик

Влияние

Затрагиваемая КРО

1

Нефтепровод «ВС-ТО»,

АК «Транснефть»

Нарушение цельности территорий земель общин, нарушение маршрутов кочевья оленей и диких животных, фактор беспокойства для проведения успешной охоты и рыбалки, замусоривание бытовым мусором мест отдыха возле переходов рек, затруднение при оформлении разрешения на проезд по вдольтрассовой дороге.

Общины «Киэн-Юрях», «Амма», «Сергелях» Алданского района;

община «Бугат» Нерюнгринского района.

2

Газопровод «Сила Сибири», ОАО «Газпром»

Сейчас уже закончены  маршрутно-изыскательские работы, который идет воль трассы нефтепровода ВС-ТО. Соответственно, удваивание тех же воздействий.

Те же общины, т.к. трасса идет вдоль трассы ВС-ТО.

3

Железная дорога «Томмот-Нижний Бестях»,

ОАО «Железные дороги Якутии»

Инциденты с загрязнением окружающей среды в следствие опрокидывания грузов, браконьерство (неустановлено официально).

«Буяга» Алданского района

4

Железорудное месторождение «Таежное», 

ГМК «Тимир»



В 2011 году велись изыскательские работы (пробурено 4385 погонных метров скважин, оценка историко-археологического состояния на территории лицензионных участков).

Община не согласна с решением сессии районного совета депутатов об «Изменении границ ООПТ «Хатыми». Во-вторых,  отсутствовали исходные данные о родовой общине, а нормативные показатели валового дохода были рассчитаны только на оленеводство. Были не согласны с размещением отвалов хвостов и водозабором, т.к. нарушает природные объекты.

«Бугат» Нерюнгринского района

5

Артель «Поиск», Усть-Майский район

нарушение режима охоты, браконьерство; нарушение водных объектов.

КРО «Джугджур»

6

Проект по сверхглубокому бурению и комплексному изучению недр  на содержание нефти/газа,

ОАО НПЦ «Недра», Усть-Майский район

Нарушение режима охоты, браконьерство. В начале 2012 - в стадии завершения строительство временного и постоянного вахтовых поселков и строительства опытно-промышленного участка (ОПУ).




КРО «Эжанская»



Эльга?











Из планируемых промышленных проектов:





Промышленный проект, заказчик

Влияние

Затрагиваемая КРО

1

Канкунская ГЭС

Затопление земель для выпаса оленей, нарушение миграции оленей на зимние пастбища, нарушение всего баланса экосистемы реки Алдан.

«Иджек», «Сеемджа» Алданского района;

«…» Нерюнгринского района

2

«Строительство автомобильной дороги Малый Нимныр – створ Канкунской ГЭС в Республике Саха (Якутия)»,

ОАО ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ

У проектировщиков были ошибочные координаты межевания земельного участка общин, и несколько вариантов строительства автодороги. Кроме предложения согласовать земельный отвод они ничего не предложили.

На сегодняшний день хотелось бы узнать, будет ли строительство дороги?

«Бугат» Нерюнгринского района, …Алданского района

3

Золоторудное месторождение «Гросс»

Загрязнение поверхностного стока, атмосферное загрязнение, нарушение традиционного природопользования (охоты, рыбалки, выпаса оленей).

«Тяня», «Токко» Олекминского района

4

Месторождение полиметаллов «Сардана»,

ООО «Сибирские цветные металлы»

Загрязнение речки Хамра, откуда берет воду и где рыбачит местное население, нарушение целостности охотничьих угодий общины

«Эжанская» Усть-Майского района

5

Железорудное месторождение «Тарыннаах»,

ГМК «Тимир»

строительство инфраструктуры и ГОКа, пока приостановлено.

«Тяня» Олекминского района




История взаимоотношений промышленных компаний в Якутии с общинами КМНС

            Предлагаю в этом разделе окинуть взглядом время с начала новой России, т.е. после распада СССР и по 2010 год.

            Как и везде по стране в целом, отношения между кмнс и промышленными компаниями носили неорганизованный, довольно спонтанный характер. К сожалению, не произошло юридической преемственности в вопросах правообладания землями общин кмнс, т.е. в дальнейшем бумаги времен СССР на свои территории уже не имели юридической силы в свете новых законов и реалий. Поэтому и по сей день многие общины все еще не могут полновесно утверждать перед компаниями, что это их исконные земли, которые имеют все соответствующие правоустанавливающие документы.

            Якутия, край морозов и алмазов…поэтому отношения алмазодобывающей промышленности с нашими народами развиваются постоянно. Вот что пишет об этом руководитель АКМНС РС (Я) А.В. Кривошапкин:

            «Все запасы полезных ископаемых, разрабатываемых на промышленной основе, в основном находятся в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Например, алмазы в основном добываются в Анабарском, Булунском, Жиганском и Мирнинском районах. Несколько лет назад алмазы обнаружены в Нюрбинском районе, каменный уголь добывается в Южной Якутии, золото — в Алдане и Оймяконе, олово — в Усть‑Яне. Во всех этих местах живут коренные малочисленные народы Севера. По большому счету представители наших народов должны были бы жить в достатке и не бедно, без больших проблем, особенно социальных. А в реальной жизни в Арктике и на Севере проблем становится все больше и больше. Эти проблемы, с одной стороны, региональные, а с другой — федеральные.

            1) АК "АЛРОСА" не оставляет без внимания улусы (районы) республики. У этой компании есть программа регионального развития, согласно которой АЛРОСА оказывает посильную помощь Анабарскому, Жиганскому, Булунскому, Аллаиховскому и Нижнеколымскому улусам. На основании подписанных договоров о сотрудничестве финансовые средства АК "АЛРОСА" направляются на организацию отдыха детей в детских оздоровительных лагерях и перевозку детей до лагеря и обратно; на помощь малоимущим слоям населения, ветеранам войны и тыла, обществу слепых. Выделяются вертолеточасы для перемещения детей и сельхозпродукции из отдаленных районов, оказывается помощь рыбакам, охотникам, оленеводам, чумработницам, детским домам. Выделяются средства на развитие физкультуры и спорта, издание книг и журналов, оснащение музеев, строительство и ремонт ледников, подготовку кадров и так далее.

            Но вся представленная информация изложена в общих чертах, без конкретных фактов, не указана хотя бы общая сумма оказанной представителям народов Севера финансовой помощи. Следует обратить внимание и на то, что помощь оказана улусам (районам) в целом. Коренные малочисленные народы Севера при этом куда‑то исчезли, в информации их почти не видно, неизвестно, какая конкретная финансовая помощь им реально оказана.

            2) ОАО "Алмазы Анабара" и Анабарский (долгано‑эвенкийский) национальный улус 14 декабря 2004 года заключили соглашение о сотрудничестве на 2005—2010 годы.
ОАО стало уделять внимание трудоустройству представителей коренного населения на участках предприятия. К примеру, в 2007 году были трудоустроены 135 человек, а в 2008 году — 230 представителей коренных малочисленных народов Севера. Оказана спонсорская помощь кочевой родовой общине "Улахан Кюель" на сумму 231,5 тыс. рублей. Кочевой школе оказывалась помощь в вывозе детей на вертолете.

            3)ОАО "Нижне-Ленское" занимается разработкой алмазов на территориях четырех улусов. Это национальные Анабарский, Оленёкский, Жиганский улусы и арктический Булунский улус, где все наслеги имеют статус национальных. "Нижне‑Ленское" наладило тесные связи с администрациями всех четырех улусов, со всеми улусами подписаны соглашения о социально‑экономическом сотрудничестве. В информации ОАО "Нижне‑Ленское" хотелось бы выделить весьма ответственную мысль о том, что "соглашения охватывают производственно‑социальную сферу и направлены на восполнение экологического ущерба от использования земель, отведенных под промышленную разработку…". Это весьма дельная мысль. ОАО "Нижне‑Ленское", как и "Алмазы Анабара", уделяет внимание трудоустройству представителей коренного населения Анабарского улуса. Так, в ОАО "Нижне‑Ленское" на разных должностях работают 39 представителей Анабара. "Нижне‑Ленское" ежегодно заключает с кочевыми родовыми общинами и индивидуальными предпринимателями договоры на поставку оленины и свежемороженой рыбы для работников производственных участков.  Общество ежегодно закупает у местных заготовителей оленину и свежемороженую рыбу.

            Какие же выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

            1) Если сравнить "Сахалин‑2" и наши алмазные открытые акционерные компании, то можно сказать, что там и здесь шефская помощь в целом неплохо налажена. "Сахалин‑2" в лице "Сахалин Энерджи" работает напрямую с представителями коренных малочисленных народов Севера. Так легче контролировать справедливость и адресность финансовой помощи народам Севера.

            В Якутии же помощь развита в основном на уровне улусов. Это в целом нормальный, объективный процесс, но не ясно, на какую сумму оказывается адресная финансовая помощь коренным малочисленным народам Севера, за исключением оплаты родовым общинам поставляемых по договорам оленины и рыбы. Об этом нет информации.

            2) Администрации национальных улусов (районов), на наш взгляд, просто обязаны

выделять из полученных от ОАО финансовых средств адресные суммы для решения проблем социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера через районные отделения Ассоциации КМНС или по обязательному согласованию с ними. Только в этом случае картина помощи будет абсолютно четкая, прозрачная. Стоит задача усиления работы в этом направлении.

            3) Вся материально‑финансовая помощь со стороны ОАО должна быть прозрачной.

Важным шагом вперед было бы подписание соглашений напрямую с районными отделениями Ассоциации, помимо соглашений с администрациями улусов (районов). Это стало бы верхом высокой морали, нравственности и справедливости. В этом случае северный этнос и его конкретные физические представители на себе ощутили бы реальность оказываемой помощи. В этом направлении стоит двигаться и ОАО, и народам Севера».

            Также привожу информацию от моих коллег экологов-общественников, которые работали по этим вопросам ранее меня:

21 апреля 2005 г.  был проведен первый республиканский  Круглый стол в г. Якутске «Экологические проблемы золотодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия)», в работе которого приняли участие представители республиканских и федеральных природоохранных государственных органов, в том числе Природоохранная прокуратуры, депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представители «Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) и «Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия). На Круглом столе,  обсудив  доклады, обменявшись мнениями, было решено, что в дальнейшем будет возбужден иск против одной артели в Южной Якутии, а также приостановлено действие лицензий по 4 артелям. Было вынесено решение о проведении Парламентских слушаний Государственным Собранием (Ил-Тумэн) Республики Саха (Якутия) и о внесении и разработке поправок в ряд существующих законов. На этом Круглом столе впервые прозвучало предложение инициировать разработку закона «Об этноэкологической экспертизе», об организации общественного контроля в местах развития золотодобывающей промышленности. Также решили, что возникла острая необходимость в создании Государственной программы по оценке состояния природной среды и здоровья к.м.н.с. 

         Следующий этап совместной работы экологов с представителями объединений кмнс получил развитие в связи с планами прокладки магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по территории республики в 2006 г. В январе 2007 года была создана Коалиция «Наш дом Якутия», в которую вошли различные активисты, представители общественных экологических организаций, Ассоциации эвенков, Русской общины и др., которая начала системную работу по созданию общественного экологического контроля над мегапроектами Южной Якутии.

     В результате того, что все обращения представителей гражданской коалиции «Наш дом – Якутия» не были восприняты подразделениями Транснефти, Правительствами РФ и РС(Я), нами было подано обращение в городской суд по участку №1, Талакан-Ленск с требованием отменить положительное заключение государственной экологической экспертизы по ВС-ТО. Первый суд городской инстанции поддержал исковое требование представителей экологических организаций и кмнс и отменил положительное решение Государственной экологической экспертизы Ростехнадзора. Однако в беспрецедентно короткие сроки это решение было отменено в Верховном суде РС (Я). В дальнейшем мы продолжили добиваться выполнения российского природоохранного законодательства в судебной плоскости по другим участкам ВСТО, но безрезультатно. Все суды, не вдаваясь в подробности дела, не задавая истцам вопросов, отказывали в наших исках.

На тот момент компания-заказчик ОАО АК «Транснефть» отказалась подписывать генеральные соглашения с Ассоциацией коренных малочисленных народов республики, с главами муниципальных образований в местах компактного проживания кмнс, по территориям которых проходит трасса нефтепровода. Но после многочисленных требований по возмещению нанесенного ущерба начали внедрять практику материального обеспечения отдельных родовых общин.

Необходимо было поднимать общую грамотность представителей кмнс в вопросах защиты их экологических и экономических прав. В российском экологическом сообществе есть эксперты практически по всем вопросам, актуальным при взаимодействии общественности с бизнесом и госструктурами.  Мы организовали обучающие семинары в местах компактного проживания кмнс в Южной Якутии. Так в июле 2009 г.  в двух районах Южной Якутии, Алданском и Нерюнгринском были проведены информационно-консультативные  семинары «Возможности  участия населения в принятии решений по реализации крупных инвестиционных проектов». Вели семинар Сергей Герасимович Шапхаев, директор неправительственной экологической организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу (БРО по Байкалу)», кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г. Улан-Удэ) и Валентина Иннокентьевна Дмитриева, кандидат сельскохозяйственных наук по специальности «экология», координатор программ республиканского Центра экологического просвещения «Эйгэ» (г. Якутск). С организационными вопросами помогали наши партнеры – ячейки СОЭМ в Алдане и Нерюнгри. В Нерюнгринском районе семинар прошел в двух населенных пунктах - Нерюнгри и Беркаките, а в соседнем Алданском  районе - в г. Алдан и эвенкийском поселке Хатыстыр. Примечательно, что по завершению семинара состоялась совместная поездка с общиной «Киэн Юрях» вдоль трассы нефтепровода ВС-ТО, проходящей по территории их общины. В команду от нашего Центра вошла директор Е.М. Евсеева, были приглашенные горные инженеры-маркшейдеры, которые должны были проверить наличие несанкционированных карьеров, инспекторы по охране водных и рыбных ресурсов, журналист независимой газеты «Просто Нюрка». Поездка выявила ряд нарушений, о которых затем было доложено в соответствующие структуры госконтроля и надзора. Одним из важных итогов стало то, что компания, наконец-то, оформила как следует откосы для переезда оленеводов через траншею с трубой.

Далее было принято решение ввести в процесс общественного контроля эвенков Олекминского улуса. В июне 2010 г. В.И.Дмитриева провела встречи с населением и семинар для активистов в с. Тяня Олекминского района. На встрече было принято решение учредить общественное объединение «За будущее Тяни», в которое вошли молодые активисты и учительство. Было решено начать общественный контроль за реализацией проекта строительства горно-обогатительного комбината на железо-рудном месторождении «Тарыннахский» на горном водоразделе рек Тяня и Токко. Сейчас это объединение ведет общественный контроль за всеми развертывающимися проектами на территории Олекминского улуса.  В июле 2010 г. была организована встреча с эвенками с. Иенгра, где работает ячейка Сети общественного экологического мониторинга, которая активно продвигала вопрос о собственности на земли традиционного природопользования. В дальнейшем этот  вопрос был решен - Совет депутатов г. Нерюнгри положительно решил вопрос  о землях, принадлежащих национальному МО – с. Иенгра. Благодаря грамотным действиям ячейки СОЭМ было принято решение о прокладке газопровода из Сибири до Приморья через «северный» вариант, тогда как руководство Газпрома склонялось к более дешевому «южному», против которого протестовали эвенки Олемы. В настоящий момент идет активное участие кмнс в процессе проектирования  золоторудного проекта ГРОСС на территории Тянского национального поселения. 



            Современное состояние взаимоотношений промышленных компаний в Якутии с общинами КМНС

  Начиная с 2010 г. по настоящий момент идет инициатива по созданию Фонда содействия традиционному природопользованию кмнс Южной Якутии. Эта работа была инициирована нашими коллегами из Иенгры, Нерюнгри и Хатыстыра, совместно с главами национальных муниципальных образований. Основная миссия Фонда – минимизация негативного воздействия промышленности на природу Южной Якутии и компенсация нанесенного ущерба. Наша организация приняла непосредственное участие в разработке уставных документов. В настоящий момент из-за внутренней неорганизованности участников этого движения развитие Фонда пока не происходит, хотя на разных переговорных площадках о нем было озвучено.


Далее привожу информацию от Департамента по делам народов РС (Я), которая была озвучена на круглом столе в рамках нашего проекта в мае т.г.:

            В целях дальнейшей реализации итогов первой этнологической экспертизы (по Канкунской ГЭС),  а также в целях соблюдения законных интересов КМНС, в декабре 2012 года по инициативе Союза кочевых родовых общин Нерюнгринского района (Лебедев А.З.) в Департаменте по делам  народов РС (Я) состоялись рабочие  совещания с участием представителей ОАО «Южно-Якутский ГЭК», родовых общин Нерюнгинского, Алданского районов по вопросу согласования землеустроительных материалов по размежеванию земельных участков, принадлежащих родовым общинам, предназначенных для последующего осуществления государственного кадастрового учета в отношении территории проектируемого водохранилища Канкунской ГЭС.

            По итогам совещаний при Департаменте по делам народов Республики Саха (Якутия) создан Общественный координационный совет по вопросам взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с ОАО «Южно-Якутский ГЭК», куда вошли представители ОАО «Южно-Якутский ГЭК», родовых общин, Ассоциации коренных малочисленных народов РС (Я), Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия).

            Департаментом ведется мониторинг заключения Соглашений о  взаимодействия с промышленными компаниями. Информация следующая:

- Прямые договоры с артелью ОО «Нирунган» имеют родовые общины «Пуягир», «Чалбан» Нерюнгринского района.

- Подписано соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия),  администрацией Ламынхинского наслега Кобяйского улуса и канадской компанией «Прогноз».

- Ряд муниципальных образований Республики Саха (Якутия) имеют подписанные соглашения о социально-экономическом развитии, взаимном сотрудничестве:

«Оленекский эвенкийский национальный район» с АК «АЛРОСА» (ЗАО) до 2020 года, с ОАО «Нижнеленское» до 2015 года.

«Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» с АК «АЛРОСА» (ЗАО) до 2020 года, с ОАО «Алмазы Анабара» до 2031 года.

Администрация МР «Олекминский район» и муниципальное образование «Тянский национальный наслег» с ООО «Нерюнгри-Металлик».

Администрации Нерюнгринского, Алданского, Мирнинского  районов имеют соглашения практически со всеми крупными компаниями, реализующими свои проекты на территории районов.


            Хотя в 2013 году заявки на проведение этнологической экспертизы от промышленных компаний в Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) не поступали, вместе с тем, в настоящее время ряд промышленных компаний прошли предпроектные  согласования на наличие мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территориях промышленного освоения.

2012 год



ЗАО «Проектный институт реконструкции и строительству объектов нефти  газа» на территории Мирнинского района;



ОАО «Сахагипрозем» на территориях Алданского, Олекминскогорайонов;



Филиал ФГП «Рослесинфорг» на территории Ленского района;



ЗАО «Роснефтегаз» на территории Мирнинского района;



ООО «Восточно-сибирские магистральные нефтепроводы» на территории Нерюнгринского района;

2013 год



ООО «Аланс» на территориях Мирнинского, Ленского районов;



ООО НПО «ВКТБ» на территории Ленского района;



ООО «Стройпроект» на территории Мирнинского района;



ООО НПК «Северпроект» на территориях Алданского, Олекминского районов;



ООО «Рябиновое» на территории Алданского района;



ОАО «ВНИПИгаздобыча» на территории Ленского, Алданского, Мирнинского, Нерюнгринского районов;



ОАО «ФСК ЕЭС» на территориях Алданского, Олекминского районов



ЗАО «Тюменьнефтегазпроект» на территории Среднеботубинского нефтегазоконденсатного месторождения;



ОАО «Фундаментпроект» на территориях Мирнинского, Ленского районов;



ОАО АК «Якутскэнерго» на территории городского округа г.Якутск



           

- Также в последние годы мне приходилось слышать, что в арктических районах созданы советы по соуправлению. Даже приезжавшие московские коллеги были этому приятно поражены. Но, к сожалению, такая форма работы пока еще не показала свою жизненность. Как я узнала у Терешкиной Ольги, в их Анабарском районе такой совет был, но что-то конкретное по его работе она не смогла сообщить. И сейчас, после смены руководства района после 8 сентября, пока рано говорить о его активном существовании.

- На нашем совместном мероприятии, круглом столе/семинаре в мае т.г. в Якутске один из немногих представителей промышленных компаний, "Корпорация развития Южной Якутии", озвучил предложение с их стороны по созданию координационного органа по соуправлению. Однако за все это время никто из моих коллег не произвел обсуждения, что нам делать с таким предложением, ведь реагировать на него надо, я думаю.

            Также привожу мнение от КРО «Бугат», Нерюнгринский район: «Можно сказать, что нет никаких взаимоотношений! Т.е. они к нам обращаются, когда им что-то нужно, в нашем случае это СОГЛАСОВАНИЯ по промышленным объектам. На этой стадии их много. Они пишут, звонят, они обещают, они общаются с нами. Потом, после получения согласований, они исчезают. И когда нам нужно их найти - это практически невозможно! Начинаются отговорки: "Это не в нашей компетенции! Мы всего лишь проектировщики!" - и это в лучшем случае. А на самом деле кого-либо найти очень трудно. Потому что основной ЗАКАЗЧИК очень далеко...Все остальное - это коммерческая тайна (покрытая мраком - не достучаться!). Получается, допустим «Газпром», нанимает какую-то компанию, та в свою очередь еще, и так до нас доходят 5-я, а то 10-я компания (субподрядчиков - суб, суб, суб - несметное кол-во). Если это промышленный проект с местными промышленниками, то наверное это проще. Вообще лучше было бы, если сами заказчики выходили бы на нас!»

           
Работа организаций КМНС с местными органами власти в направлении оптимизации взаимоотношений промышленных компаний с общинами КМНС

            Информация от Департамента по делам народов РС (Я):

            «Сегодня утвержденная Минрегионом России Методика не может быть инструментом оценки социальных и культурных последствий промышленного освоения. Методика носит рекомендательных характер и многие  промышленные компании в России не считают для себя обязательным примене­ние этой Методики, пока она не будет утверждена Правительством Российской Федерации.

            По итогам ее апробации и на основе анализа поступивших предложений в 2013 году Минрегион России должен завершить проработку Методики. И сегодня остается неясным, будет ли Методика носить обязательный характер для ее применения, и если да, то когда этого можно ожидать.

            В соответствии с законом республики «Об этнологической экспертизе…» применение Методики носит обязательный характер. Благодаря применению данной Методики компенсацию за строительство электролинии до Эльгинского месторождения получили родовые общины «Бута», «Лось» Нерюнгринского района.

            Сегодня в целях совершенствования нормативной базы необходимо инициировать  разработку на федеральном уровне Методики, которая бы учитывала не только хозяйственные последствия, но и по­следствия связанные с воздействием на социальную, демографическую, языко­вую, культурную ситуацию в малочисленных этнических группах, оказывае­мые строитель­ством и эксплуатацией промышленных объектов.

            По территориям ТПП.
Федеральный закон от 7 мая 2001 года №49-ФЗ «О территориях традицион­ного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» также указывает на необходимость учета последствий промышленного развития на народы Севера и соответствую­щих компенсаций: «...в случае изъятия земельных участков и других обособ­ленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий тра­диционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд, лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочислен­ных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие при­родные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием».


            Правительство Российской Федерации, в чьи полномочия входит образование территорий традиционного природопользования и утверждение их границ не создало за 12 лет ни одной территории традиционного природопользования.

            На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) создана достаточная правовая база для образования территорий традиционного природопользования регионального, местного значений. В целях совершенствования республиканского законодательства Департаментом по делам народов РС (Я) в 2013-2014 годах запланировано внесение изменений в действующее законодательство в части определения уполномоченного органа за ведением реестра территорий традиционного природопользования.

            Мнение от КРО «Бугат», Нерюнгринский район: « Тут мы тоже сами по себе... У нас все приезжие, т.е. начальство. Ну и потом это ведь поступления в бюджет и с этим не поспоришь! Что-то получается, когда начинаешь воевать, просить, говорить и требовать! И никто не хочет считаться с тем, что мы тут были далеко до них (наши деды и отцы), потом только построили город, а потом еще пришла промышленность. Район промышленный, т.е. "ворон ворону глаз не выклюет!"



Предложения организаций КМНС по продолжению этой работы

            Мнение от КРО «Бугат», Нерюнгринский район: «Не все так плохо, просто и промышленники еще тоже сами толком не знают и просто нас избегают. Вот, не знают мирового опыта взаимодействия промышленников, власти и КМНС. Например, в Америки законы все на стороне КМНС и они исполняются! А у нас законы есть, но они не действуют. На один хороший закон есть несколько таких, что у хорошего закона смысл весь теряется. Неплохой опыт взаимоотношений власти, промышленности и КМНС сложился на Ямале. Думаю, и у них проблем много, но со стороны все очень даже не плохо! Надо им у них поучиться! – промышленникам».



Местные публикации, выступления и другие материалы по теме проекта:

24.03.2013 – «Егор Борисов: у коренных народов должен быть свой театр и политически малочисленные народы Якутии должны быть представлены более широко» (с сайта www.raipon.info)

25.03.2013 – «Как жить оленеводу с оленями, но без земли?» (с сайта  www.raipon.info)

26.04.2013 – «В Якутске состоялся Координационный совет Ассоциации коренных народов Севера Якутии» (с сайта  www.raipon.info)

30.04.2013 – «Общественность Якутии обсудила законопроект об Уполномоченном по правам КМНС РС (Я) (с сайта  www.raipon.info)

05.06.2013 – «В Якутии обсудили опыт взаимодействия органов власти, промышленных компаний и коренных народов» (с сайта www.batanifund.org) - проект



Картографические материалы – распределение КМНС и их общин по территории проекта, территории крупных промышленных проектов и прочее



Карта месторождений полезных ископаемых в рамках «Схемы развития транспорта и промышленности по 2020 г.».

Карта Проекта развития Южной Якутии по 2020 г.

Карта общин кмнс Алданского района.

Карта расположения объектов месторождения Гросс, Олекминский район.




Евсеева Е.М.,

региональный координатор
Центр экологического просвещения Республики Саха (Якутия) «Эйгэ»

 
 
Яндекс.Метрика