Проект UNDEF
Во времена глобализации и финансового кризиса значение бизнеса в жизни общества существенно усиливается. Растет общественный запрос на исполнение компаниями функций и обязанностей, которые обычно принадлежат государству и выходят за рамки привычных сделок купли-продажи. Конкретизировать круг этих обязанностей – задача непростая ввиду разницы во взглядах различных заинтересованных сторон: местных сообществ, населения в целом, компаний. Для прояснения данной проблемы Генеральный секретарь ООН в 2005 году назначил Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других торгово-промышленных предприятиях. В задачи Специального представителя входит идентификация и конкретизация стандартов корпоративной ответственности и подотчетности корпораций в отношении прав человека, а также определение роли государства в эффективном регулировании соответствующих функций бизнеса.В 2008 году Специальный представитель предложил стратегическую систему подходов в отношении бизнеса и прав человека, базирующуюся на трех основных принципах:1) обязанность государства – защищать права человека от посягательств третьих сторон, включая бизнес;2) обязанность корпораций – уважать права человека;3) обеспечение всеми общественными институтами большей доступности эффективных механизмов защиты прав для пострадавших.Эта система подходов получила одобрение Совета ООН по правам человека, крупнейших международных бизнес-объединений, а также международных правозащитных организаций. Предлагаемый проект разработан в соответствии с этой системой.Уважение прав человека как показатель ответственного ведения бизнеса
Помимо соблюдения действующего законодательства, компании должны соответствовать и существующим нормам социальной ответственности, или социальным ожиданиям. Компании могут принимать на себя дополнительные обязательства, а в некоторых случаях им могут быть предъявлены дополнительные требования. Но обязанность соблюдения прав человека – это то, что ожидается от любой компании в любой ситуации. Этот принцип лежит в основе любой добровольной инициативы и зафиксирован в таких документах, как Трехсторонняя декларация Международной Организации Труда и Организации Экономического Сотрудничества и Развития.Тем не менее, лишь немногие компании имеют действующие инструменты мониторинга такого рода ситуаций, что требует изменений в сторону получения компаниями своевременной информации, принятие ее во внимание и предотвращения ими действий, нарушающих или посягающих на права человека.Доступность эффективных механизмов защиты прав
Споры вокруг нарушений прав человека в результате деятельности компаний имеют место даже в условиях эффективной работы общественных институтов. Жертвы нарушений имеют права требовать предоставления компенсаций. Нередко доступ к правовым механизмам оказывается проблематичным именно в тот момент, когда он более всего необходим. Следует подчеркнуть, что именно досудебные механизмы недостаточно развиты – как на корпоративном, так и на внутригосударственном уровнях.В марте 2010 г. состоялся визит Специального представителя в Россию. На международном форуме, посвященном теме бизнеса и прав человека, Специальный представитель в своем выступлении подчеркнул важность соблюдения в России указанных трех принципов. В работе форума принимали участие представители коренных малочисленных народов Севера России.В настоящее время правительство Российской Федерации (Министерство регионального развития РФ) предпринимает попытки создать российский стандарт Кодекса поведения компаний в отношении местного и коренного населения. Хорошо известно, что подобные инициативы осуществляются на правительственном уровне далеко не оперативными темпами. Предлагаемый проект будет способствовать консолидации усилий всего гражданского общества в этом направлении.Проект – двухгодичный, закончился в октябре 2013 года. Непосредственно проект работал в Республике Саха (Якутия) и в Камчатском крае. Партнёры ЦС КМНС в этом проекте: Экологический центр «Эйгэ» (Якутск) и Этно-экологический информационный центр «Лач» (Петропавловск-Камчатский).
Информационные блоки проекта
- Камчатский край. Итоговый отчет - - Приложение 1
- Республика Саха (Якутия). Итоговый отчет
|
|
|