ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Январь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Этнологическая экспертиза на Сахалине под угрозой

Тревожная ситуация складывается вокруг закона об этнологической экспертизе в Сахалинской области. Ее собираются отменить.

В 2005 году после массовых протестов коренных малочисленных народов на севере Сахалина  в Сахалинской области было принято очень передовое региональное законодательство, вводящее в действие институт этнологической экспертизы. Это было одним из главных требований протестов, получивших тогда название "Зеленая волна". Однако с тех пор все это законодательство лежало мертвым грузом и не применялось. За прошедшие с принятия законов 8 лет ни одной этнологической экспертизы не было проведено. 

Как рассказал Центру содействия КМНС руководитель общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын, в прошлом году организация провела общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ)  по проекту строительства причала в заливе Пильтун компании Эксон. В разделе по КМНС в своем экспертном заключении экологи указали на то, что этнологическая экспертиза не проведена, тем самым нарушен закон: 

http://www.ecosakh.ru/?div=39&id=2303

Компания Эксон  в письменном ответе на данное заключение сообщила, что законодательство считает недействующим и выполнять его не будет. Фрагмент ответа Эксон по этому вопросу прилагается.

Экологическая вахта Сахалина обратились по этому вопросу в прокуратуру. В ответе природоохранного прокурора было сказано, что федеральным законодательством не установлены требования к проведению Этнологической экспертизы в отношении тех или иных видов деятельности. Также не определены последствия получения отрицательного заключения Этнологической экспертизы. На этом основании прокурор не видит нарушений. Ответ прокурора на обращение экологов прилагается.

Вскоре после этого на сайте Правительства области появился проект постановления о внесении изменения в положение о проведении Этнологической экспертизы". Смотрите здесь http://www.admsakhalin.ru/index.php?id=295 ( за 19 февраля)". 

Проект постановления очень простой - вносит дополнение только в один пункт, который в новой редакции будет выглядеть так: 

"1.3. Обязательной этнологической экспертизе на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области подлежат материалы и документация по осуществлению хозяйственной и иной деятельности, намечаемой на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области - дополнение - «в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации»".

Дмитрий Лисицын: "С принятием этой небольшой поправки  Этнологическая экспертиза вообще не может быть проведена и соответствующее законодательство станет полностью бесполезным. Поскольку в федеральном законодательстве не определены случаи, когда проводится Этнологиская экспертиза. Тем самым этнологическая экспертиза на Сахалине умрет,  так и не родившись. А необходимость в Этнологической экспертизе на Сахалине скоро будет только усиливаться. Например, на очереди у нас освоение Астрахановского месторождения на Северо-Западе Сахалина. Далее освоение Венинского месторождения в районе Ныйского залива. Там угрозы рыбе будут огромными, и сильнейшим образом будут затрагиваться интересы больших групп коренных народов". 

Союз общин КМНСС и ДВ РФ в связи с этим направил письмо президенту АКМНСС и ДВ РФ Г.Ледкову, директору Института этнологии Антропологии РАН В.А. Тишкову, директору Экспертно-консультативного центра «Этнокасалтинг» Н.И. Новиковой с обращением недопустить умаление прав коренных народов Сахалина в сложившейся ситуации.

Президенту АКМНСС и ДВ РФ, депутату Государственной Думы, члену Комитета по делам национальностей Г.П. Ледкову

Уважаемый Григорий Петрович!

Директору Института этнологии Антропологии РАН В.А. Тишкову

Уважаемый Валерий Александрович!

Директору Экспертно-консультативного центра «Этнокасалтинг» Н.И. Новиковой Уважаемая Наталья Ивановна!

Прошу Вас помочь не допустить умаление прав коренных малочисленных народов Сахалинской области, которое может произойти вследствие принятия Постановления Правительства Сахалинской области «О внесении изменения в постановление администрации Сахалинской области от 14.03.2007 № 45-па «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области», проект которого опубликован на сайте Правительства области http://www.admsakhalin.ru/index.php?id=295  (см. за 19 февраля) и будет рассмотрен 19 марта 2014 г.

В проекте Постановления содержится один абзац: «1. Внести изменение в пункт 1.3. Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, утвержденное постановлением администрации Сахалинской области от 14.03.2007 № 45-па, дополнив его после слов «намечаемой на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области» словами «, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Это дополнение сводит на нет действие Постановления, так как в настоящее время в законодательстве Российской Федерации порядок и «случаи» проведения этнологической экспертизы не предусмотрены. По нашему мнению, этот проект Правительства появился вследствие отправки 17 января 2014 г. в Комиссию Государственной экологической экспертизы отрицательного отзыва на «Проект «Сахалин-1» Береговые сооружения Одопту (компания «Эксон») от РОД «Союз коренных народов Сахалина», в котором указывалось, что компания не провела этнологическую экспертизу проекта, предусмотренную законодательством Сахалинской области и не учла мнение коренных народов Сахалина о его негативном воздействии.

Следствием совместной работы по оценке воздействия проекта компании Эксон явилось решение Государственной экологической экспертизы о продлении срока экспертизы и направлении проекта на доработку. Просим Вас срочно направить письмо в Правительство Сахалинской области с просьбой не ослаблять законодательство Сахалинской области об этнологической экспертизе и не вносить поспешных изменений в Постановление администрации Сахалинской области от 14.03.2007 № 45-па, ослабляющих уровень защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, так как это противоречит современным тенденциям развития российского законодательства.

Обоснование :

- научные разработки ИЭА РАН по обоснованию проведения оценки воздействия на этнокультурную среду, начиная с 1999 г. - работа над аналогичным по содержанию проектом Федерального закона «Об оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов» в Комитете по делам национальностей Государственной Думы;

- успешная реализация регионального законодательства об этнологической экспертизе в Республике Саха (Якутия) с 2010 г.: Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010г. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «О порядке организации и проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» от 06 сентября 2011 г. № 428; - разработка региональных законопроектов в других регионах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, обоснованная нормами российского законодательства , а именно:

Конституция РФ определяет, что защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей составляет предмет совместного ведения РФ и ее субъектов (п. "м" ч.1 ст.72); по данному предмету издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2 ст. 76);

Федеральный закон от 06.10.1999 №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" признает возможность субъектов РФ осуществлять по указанному предмету совместного ведения правовое регулирование до принятия соответствующих федеральных законов (ч.2 ст.3), наделяет органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по организации и обеспечению защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов РФ (п.54 ч.2 ст. 26.3), причем, по данному вопросу могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты не зависимо от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ч.3.1 ст.26.3).

Председатель Союза общин А.Г. Лиманзо

Оригинал обращения прилагается


 
 
Яндекс.Метрика