ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Февраль 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Законопроект о рыболовстве с дискриминационными нормами к коренным народам

Проект изменений в закон о рыболовстве уже прошёл первое чтение. По субъектам разослана для отзывов новая версия законопроекта, принципиально, ни чем не отличающаяся от старой. Всё так же с дискриминационными нормами в отношении коренных народов. Несмотря на полную оптимизма пояснительную записку к законопроекту основная цель законопроекта – ограничить доступ коренных малочисленных народов Севера,Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к водным биоресурсам и ограничить народам, чье существование основано на рыболовстве, возможность ведения традиционного образа жизни.

Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов  Советско-Гаванского района Хабаровского края, изучив новую редакцию законопроекта № 309477-8 подготовил свой отзыв на новую редакцию законопроекта. 

Отзыв Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края

на законопроект № 309477-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части регулирования рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)»


Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края, изучив новую редакцию законопроекта № 309477-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части регулирования рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)» (далее - законопроект), заявляет следующее:

Новая редакция законопроекта не имеет принципиальных отличий от предыдущей редакции, которая также получила наш негативный отзыв. Предлагаемый законопроект не отвечает интересам коренных малочисленных народов, проживающих в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, существенно ухудшает положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - КМН) в сравнении с действующим законодательством.

Согласно ст. 49 федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ КМНимеютправо на приоритетный доступ к природным ресурсам, который включает в себя предоставление гражданам и их объединениям первоочередного выбора промысловых угодий, льготы в отношении сроков и районов добычи, количества добываемых объектов животного мира, исключительное право на добычу определенных объектов животного мира.

В законопроекте № 309477-8 эти нормы федерального закона в отношении водных объектов животного мира игнорируются, а вопрос приоритетного доступа коренных народов к водным биоресурсам даже не упоминается.

Вместо приоритетного права на добычу необходимого для жизни КМН количества и видов водных биоресурсов предлагается установить годовую норму добычи (вылова), более которой ловить ЗАПРЕЩЕНО. Нарушение наказывается немалым штрафом.

В действующем федеральном законодательстве отсутствуют нормативные акты, определяющие методику, критерии и порядок определения необходимой для жизни коренных малочисленных народов годовой нормы добычи водных биоресурсов.

В законопроекте федерального закона также отсутствуют какие-либо отсылки на порядок и критерии определения годовой нормы добычи водных биоресурсов или установление такого порядка и критериев в будущем.

Внесение в федеральный закон «годовой нормы добычи» для коренных малочисленных народов в отсутствие федерального нормативного акта, устанавливающего порядок и критерии определения годовой нормы добычи, создает широкое поле для беззакония, дискриминации и геноцида в отношении коренных народов. Подобные проявления наблюдаются во многих субъектах, в частности, в Хабаровском крае, где анадромные виды предоставляются коренным народам и их общинам в расчете 100 кг в год на человека, при этом отсутствует какое либо обоснование данной нормы, которая явно ниже реальной потребности коренных народов Хабаровского края, чьё существование основано на рыболовстве, ставя их на грань нищеты, что подтверждается статистической информацией о малоимущих среди коренных народов Хабаровского края.

Согласно действующего законодательства сейчас сам гражданин, относящийся к КМН, решает и указывает в заявке, сколько рыбы необходимо ему и его семье для обеспечения достойной жизни, гарантируемой Конституцией РФ. Законопроект лишает его этого права, передавая органам исполнительной власти субъектов РФ, право устанавливать Годовую норму добычи водных биоресурсов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ, без участия самих коренных народов. Прямое ограничение прав коренных народов, в том числе, противоречащее части 6 статьи 16 ФЗ О рыболовстве, согласно которой «Объем добычи ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов», является дискриминационным.

Авторы законопроекта наделяют органы исполнительной власти субъекта федерации правом решать, какой жизни достойны коренные малочисленные народы в Российской Федерации, без учета мнения самих народов и их уполномоченных представителей.

Кроме того, установление нормы вылова на одного гражданина трактуется контролирующими органами Росрыболовства, как обязанность каждого гражданина, относящегося к коренным малочисленным народам, самолично, независимо от возраста, пола и физического состояния, вылавливать себе предоставленную рыбу. Подобные требования являются вмешательством в традиционный образ жизни коренных народов, противоречат традициям коренных народов, Семейному Кодексу и общечеловеческим нормам. Инспектора привлекают к ответственности родителей, вылавливающих рыбу на своих детей и детей, вылавливающих рыбу на своих престарелых родителей. Есть судебные решения по этому поводу.

В то же время, никто не запрещает гражданину Индивидуальному Предпринимателю, получившему разрешение на вылов определенного объема ВБР, нанимать для вылова этой рыбы кого угодно в любом количестве. То, что гражданин ИП не сам вылавливает предоставленную ему рыбу, контролирующие органы не беспокоит, а гражданину РФ, относящемуся к коренному народу орочи или нанайцы, вылавливать мизерную норму, предоставленную его матери, дочери или жене запрещено. Что это, как не дискриминация коренных народов со стороны федерального органа исполнительной власти? Закрепление в федеральном законе нормы вылова для коренных народов только усугубит подобную дискриминацию, возведя её в ранг федерального закона.

В соответствии с действующим законодательством общины получают необходимый им объем ВБР, включая анадромные виды, согласно поданных заявок. В Постановлении правительства РФ от 15.12.2005 N 768 прописано приоритетное право коренных народов согласно которого в первую очередь распределяются квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни КМН, а в последнюю - квоты для промышленного рыболовства.

Законопроектом предлагается уравнять общины КМН и рыбопромышленные предприятия путем участия и тех, и других в заключении договоров на вылов, включая участие в аукционах. За исключением анадромных видов, которые предоставлять общинам всё также будет «анадромная» комиссия, которая в настоящий момент незаконно предоставляет общинам анадромные виды из расчета лимита на одного члена общины. Механизм распределения анадромных видов ВБР для общин коренных народов в законопроекте не прописан, что создает правовую неопределенность и предпосылки для коррупции и дискриминации коренных народов.

Несмотря на то, что в пояснительной записке упоминается о «беззаявительном» порядке осуществления рыболовства гражданами, относящимися к КМН, в новой редакции законопроекта, вообще, отсутствует какое-либо упоминание «беззаявительного порядка» осуществления традиционного рыболовства и механизма его реализации. Наоборот, указано, что те коренные, которые не внесены в реестр, должны будут (очевидно, что при подаче заявок на ВБР) предоставлять заверенные копии документов, подтверждающих их национальную принадлежность к коренным народам.

Поскольку дети до 14 лет не вносятся в Список КМН, то для получения ВБР на детей придется также предоставлять заверенные копии документов, даже тем родителям, которые внесены в Список КМН. А как быть с детьми, относящимися к КМН, из смешанных семей, потерявшими одного родителя, или находящимися под опекой.

Требование регулярно предоставлять нотариально заверенные копии документов усиливает административные барьеры и увеличивает материальные затраты на реализацию гарантируемого Конституцией РФ права на ведение традиционного образа жизни коренных народов.

Возможно, внося в федеральный закон норму, налагающую на граждан, не внесенных в Список КМН и их семьи, обязанность нести материальные затраты, для реализации права на ведение традиционного образа жизни, АКМНС РФ таким образом хочет сподвигнуть вышеуказанных лиц на скорейшее вхождение в Список КМН, несмотря на то, что внесение в этот Список является добровольным, а право коренных малочисленных народов на ведение традиционного образа жизни, неотъемлемой частью которого является рыболовство, гарантируется Конституцией РФ и не обусловлено взиманием платы за возможность реализации этого права.

Из всего вышесказанного следует, что основная цель законопроекта, что указано в пояснительной записке, «установить … годовую норму добычи (вылова) водных биоресурсов», которая «будет устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства». То есть, законопроектом предлагается узаконить нынешние, незаконно устанавливаемые «лимиты», причем, без каких-либо методик, критериев и порядка определения этих норм, без участия самих коренных малочисленных народов, ограничив таким образом доступ КМН к водным биоресурсам.

При этом, граждане и семьи коренных малочисленных народов, которым недостаточно «годовых норм добычи», лишены любой возможности получить дополнительный объем ВБР сверх установленной нормы, даже с уплатой ставки сборов в соответствии со статьей 333.3 НК РФ, как это делают рыбопромышленники. И в случае, если «годовые нормы добычи» не отвечают потребностям граждан из числа коренных малочисленных народов РФ, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов, и не обеспечивают их семьям достойную жизнь, гарантируемую Конституцией РФ, будущий закон Российской Федерации обязывает этих граждан и их семьи влачить нищенское существование… Либо становиться браконьерами… Либо искать заработок в областях далеких от традиционных промыслов и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, что является вынужденной ассимиляцией коренных народов. Законопроект, фактически, направлен на усиление обнищания, криминализацию и ассимиляцию коренных малочисленных народов в Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным требуем отклонить законопроект № 309477-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части регулирования рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)» в предложенном виде. Либо внести в него изменения, направленные на обеспечение прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, а также не допускающие ухудшения нынешнего положения коренных малочисленных народов, для чего внести в законопроект следующие дополнения:

- дополнить законопроект нормой, устанавливающей право на приоритетное пользование водными биоресурсами, аналогично праву, установленному статьей 49 федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире".

- внести в законопроект норму, обязывающую Правительство РФ до вступления закона в силу разработать и утвердить единую методику, критерии и порядок определения годовой нормы добычи (вылова) водных биоресурсов лицом, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири иДальнего Востока Российской Федерации;

- определение годовой нормы добычи (вылова) водных биоресурсов лицом, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири иДальнего Востока Российской Федерации проводить согласно порядка, установленного Правительством РФ, при обязательном участии коренных малочисленных народов Севера, Сибири иДальнего Востока Российской Федерации и их уполномоченных представителей.

- внести в законопроект норму, обеспечивающую гражданам, относящимся к КМН, возможность получения объемов ВБР более годовой нормы добычи (вылова), возможно, с уплатой ставки сборов в соответствии с частью 4 статьи 333.3 НК РФ;

- внести в законопроект норму, закрепляющую законодательно возможность осуществлять вылов водных биоресурсов одним гражданином, являющимся членом семьи (рода), на других членов этой семьи (рода);

- внести в российское законодательство норму, исключающую взимание любой платы за подтверждение национальной принадлежности, возможно, путем установки нулевого тарифа за нотариальное заверение копий документов, подтверждающих национальную принадлежность граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.



От имени граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Советско-Гаванском районе Хабаровского края

Коноплянко Елена Николаевна, 
Председатель Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края 


Ссылки по теме:

Отзыв на законопроект № 309477-8 ''О рыболовстве''



                                                                            





 
 
Яндекс.Метрика