ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)

ЦС КМНС / РИТЦ

Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia

Особые гены помогли коренным жителям Сибири приспособиться к суровым условиям

Новосибирские ученые и их американские коллеги сделали открытие после изучения образцов ДНК нганасан и якутов, а потом подтвердили результаты исследований на материале представителей 17 других этнических групп Сибири.Как пояснила ведущий научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН Людмила Осипова, результаты исследования объясняют тот факт, что представители коренных этносов обладают весьма низким уровнем липопротеина низкой плотности (так называемого плохого холестерина) при условии питания преимущественно жирной мясной пищей: традиционно в рацион входят сырое мясо и рыба, оленья кровь, сырые субпродукты.

Специалисты уверены, что обнаруженные ими гены участвуют также в деятельности бурой жировой ткани, сообщает Царьград.ТВ. На уровне молекул она может отвечать за невысокий уровень плохих липидов в крови. Бурый жир становится активным при низких температурах, он начинает интенсивно вырабатывать энергию для согревания человека и нуждается для этого в жирных кислотах и глюкозе, служащих ему «топливом».

Те люди, у которых активная бурая жировая ткань, имеют более низкий уровень и общего, и плохого холестерина, при этом у них более высокий уровень хорошего холестерина – липопротеина высокого уровня плотности. И если вокруг холодно на протяжении достаточно долгого времени, то бурый жир может постоянно требовать топливо, то есть непрерывно сжигать много липидов.

Также среди типичных особенностей физиологии представителей коренных народов Сибири – ускоренный обмен веществ и повышенный уровень гормона щитовидной железы тироксина. Ученые отмечают, что это тоже может быть связано с обнаруженными ими генами посредством механизмов работы бурого жира. Дело в том, что тироксин делает активной бурую жировую ткань, а если выделение энергии в ней повышенное, то это требует усиленного питания, что может вызывать быстрый метаболизм.

Этот механизм адаптации также легко становится фактором риска, если образ жизни представителей коренных народностей меняется на другой, а в рационе появляется больше углеводов. Как итог таких изменений – сдвиг в обмене веществ. Вес становится избыточным, появляются сахарный диабет второго типа и гипертония. Ученые надеются, что благодаря будущим исследованиям удастся найти решение этой проблемы.

В лаборатории популяционной этногенетики Института цитологии и генетики СО РАН есть образцы ДНК подлинных представителей нганасан и других народов, которых в процессе слияния друг с другом становится все меньше, в том числе эвенков, ненцев, ханты, телеутов, коми, селькупов, долган и других. По всем хранящимся в базе образцам собрана вся необходимая информация: пол, возраст, некоторые заболевания, родословная. Это защищенные личные данные, которые не используют нигде, кроме исследований, пишет «Наука в Сибири».

Источник: «Таймырский телеграф»