День коренных народов: насколько Российская Федерация следует мировым стандартам и тенденциям?
- Подробности
-
Опубликовано 07.08.2015 11:35
В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН впервые объявила 9 августа Днем коренных народов мира, а также Год коренных народов 1994-1995, за которым последовали два международных Десятилетия по коренным народам.
Спустя 21 год с того исторического момента, коренные народы добились серьезных достижений и результатов по продвижению своих прав на глобальном уровне: создан Постоянный Форум коренных народов, назначен Спецдокладчик по правам и свободам коренных народов, принята Декларация по правам коренных народов в 2007, создан Экспертный Механизм по правам коренных народов, принят итоговый документ Всемирной конференции ООН по коренным народам в 2014.
Что же происходит в нашей стране, в которой проживают более 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Насколько Российская Федерация следует мировым стандартам и тенденциям?
Что мы имеем сегодня в качестве институциональной и правовой основы для защиты прав коренных народов:
- Конституцию с особо выделенной статьей, посвященной гарантиям прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
- Три федеральных законова, непосредственно касающихся прав коренных малочисленных народов;
- Отдельные статьи в Земельном, Лесном, Водном кодексах и некоторых других законах, обозначивших особые права коренных малочисленных народов;
- Более или менее развитое законодательство по правам коренных малочисленных народов в отдельных субъектах Российской Федерации;
- «Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» и План ее реализации до 2025;
- Федеральные субсидии на 200 с небольшим млн рублей в год для всех народов и регионов их проживания;
- Декларативные утверждения в речах политиков о том, что государство помнит и реализует права коренных малочисленных народов.
Еще недавно казалось, что государство совместно с коренными народами делает серьезные усилия и шаги по улучшению ситуации и положения этих народов, как наиболее уязвимых и незащищенных слоев населения.
Но…в реальности, положение народов определяется не провозглашенными правами как таковыми, а реализацией этих прав, общей экономической и социальной ситуацией, в которой они оказались и общей государственной политикой в отношении данной группы народов.
Реальное положение народов по-прежнему остается уязвимым по основным показателям, а реализация плана мероприятий Концепции устойчивого развития (КУР КМНС) от 2009 года, как основного базового механизма выполнения государственной политики, практически остановленоа и не исполняется.
Кратко напомню основные задачи Концепции и плана реализации:
- Первой задачей является сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера, а именно:
установление правового режима охраны территорий традиционного природопользования с обеспечением доступа малочисленных народов Севера к управлению данными территориями;
обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности…
Что в реальности: Закон о ТТП так и не заработал и не реализован с 2001, ни одной территории федерального значения не создано, государство продолжает «модернизировать» закон, вместо его исполнения. О приоритетном доступе к традиционным природным ресурсам можно забыть. Все традиционные участки выставлены и проходят через аукционы. Четкие и ясные правовые механизмы, регулирующие отношения недропользователей и коренных народов, так и не созданы.
- Второй задачей является развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.
Что в реальности: Скрытая и реальная безработица в национальных поселках достигает катастрофических масштабов. Общины отсечены от коммерческих квот и квот развития, у них нет доступа к инвестициям и программам по поддержке малого бизнеса и предпринимательства, в силу некоммерческого статуса. Формальная «браконьеризация» аборигенов становится частью работы правоохранительной системы.
- Третьей и Четвертой задачей является повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня; создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня.
Что в реальности: В стране так и не создана система индикаторов и показателей качества жизни КМНС, как планировалось в Концепции; отсутствует государственная статистика по коренным народам и соответствующий анализ; коренные народы «лидируют» по алкоголизации, туберкулезу и ряду других социальных болезней, продолжительность их жизни на 10-15 лет ниже общероссийских показателей.
Этот сравнительный анализ можно продолжать долго... На федеральном уровне исполнительной власти после ликвидации Минрегиона, так и остался незаполненный вакуум. Созданное Агентство по делам национальностей, по сути и формату, не способно решать ключевые фундаментальные вопросы природопользования и доступа к биоресурсам, там совершенно другие приоритеты и задачи. Законодательные инициативы в виде возможностей создания общественных советов коренных народов в муниципалитетах и другие предложения лишь меняют фасад здания. Но устойчивый дом будет устойчивым благодаря фундаменту, а не декорациям, так и дерево держится благодаря корням, а не листьям. Нужны не столько новые законы, а выполнение уже имеющихся с развитием нормативно-правовой базы и практики правоприменения.
Про федеральные субсидии с общим объемом финансирования чуть более 200 млн рублей на все 40 народов и 28 субъектов, формирующих, кстати, большую часть российского бюджета, и добавить то нечего.
Есть и внутренние вызовы, связанные с самоуправлением коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на национальном уровне, которые серьезно повлияли на региональные движения. Уже очевидно, что Ассоциация (Райпон) теряет свою функциональную объединяющую роль для всех организаций коренных народов и решает сегодня иные задачи. Исчезла экспертная работа, мониторинг и анализ ситуации, вместо этого пришла конъюнктура и как следствие грубое вмешательство в региональные вопросы развития движения коренных малочисленных народов. Поэтому необходимо искать и развивать новые горизонтальные механизмы и формы сотрудничества внутри коренного сообщества.
Сегодня праздник и хочется немного позитива. По всем нашим регионам пройдут праздничные мероприятия в честь Международного дня коренных народов и я уверен, что как и прежде, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока достойно представят свою культуру и поделятся ею с другими. А потом разъедутся по своим селениям и общинам…
Когда-нибудь государство поймет, что чистые реки и озера, нетронутые леса и горы, экология и природо-сберегающие технологии, равно как местное и коренное население, являются не менее важным, а более ценным капиталом и долгосрочной инвестицией, нежели нефть, газ и золото.
Желаю всем сил и энергии в защите своих земель и территорий.
С праздником!
Родион Суляндзига
Директор, ЦС КМНС© Центр содействия КМНС
|