Будут ли дискриминированы в правах коренные малочисленные народы южных районов Камчатского края?
- Подробности
-
Опубликовано 27.10.2014 11:34
Странная история происходит в Камчатском крае. В Законодательное собрание Камчатского края внесен проект Проект Постановления Законодательного собрания Камчатского края «О предложениях по внесению изменений вПеречень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, в части Камчатского края».
Предложение состоит в сокращении числа этих мест на 5 районов и два городских округа Камчатского края, то есть предлагается исключить весь юг Камчатки (в границах бывшей Камчатской области) из указанного Перечня и ограничить «места традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации в Камчатском крае границами бывшего Корякского автономного округа.
Следует сразу отметить, что в границах предлагаемых к исключению из Перечня районах и городских округах проживает почти половина всех представителей коренных малочисленных народов Камчатского края.
К проекту Постановления прилагается «Обоснование» этого предложения, в котором приводятся очень разнообразные доводы.
1) Бывший губернатор Камчатского края А.А. Кузьмицкий, на основе предложений которого к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации была отнесена вся территория Камчатского края превысил свои полномочия, т.к. в соответствии со статьей 2 Закона Камчатского края от 26.05.2009 № 268 «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Камчатского края по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации» находятся в ведении Законодательного Собрания Камчатского края.
2) Коренные малочисленные народы Камчатского края составляют всего 4% от численности всего населения Камчатского края. В Обосновании приведены данные, по которым в 4-х северных районах представители коренных малочисленных народов составляют от 32,3% до 62% от всей численности населения, а в южных районах, предлагаемых к исключению из указанного Перечня, всего от 0, 7% (в городском округе) до 14,31% .
3) Отнесение к территории традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации всей территории Камчатского края, на которой проживает почти 96% населения, не относящегося к коренным малочисленным народам Российской Федерации, приводит к серьезным экономическим, социальным и природоохранным негативным последствиям.
В числе этих последствий в цитируемом Обосновании перечислены: «отнесение всей территории Камчатского края к территориям традиционного проживания и традиционной деятельности вполне согласуется с американской стратегией сепаратизма». Это уже проблемы государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации; неконтролируемый рост количества родовых общин, при этом из вновь 120 родовых общин, созданных в последние годы, 81 родовая община образована в четырех южных районах Камчатского края и только 41 в северных районах Камчатского края, в связи с чем, в южных, относительно густонаселенных, индустриальных районах Камчатского края складывается ситуация, при которой может быть нарушен экономический баланс рыбной отрасли, состоянием которой в значительной степени определяется социально-экономическое положение Камчатского края. существует перспектива, что рыбопромышленные предприятия, обеспечивающие занятость населения в регионе и поступление налогов в бюджеты всех уровней, не смогут приступить к промыслу по причине снижения выделенных объемов квот, до их нерентабельного для уровня бизнеса. «Отсутствие правовых ограничений реализации преимущественных прав на территории традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера приводит к злоупотреблению правом в вопросе неограниченного использования природных ресурсов и приводит к конфликтам с законными пользователями ресурсов, от деятельности которых зависит экономическое развитие Камчатского края и пополнения доходной части бюджета; …Учитывая вышеизложенное Законодательное Собрание Камчатского края констатирует, что вопрос традиционного природопользования актуален только для коренных малочисленных народов, проживающих на отдаленных и труднодоступных территориях Камчатского края». ( Цитируется с подчеркиваниями по «Проект Постановления…»).
Рассмотрим эти аргументы по порядку.
1. Губернатор не превышал своих полномочий, т.к. , согласно № 82 -ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» сказано, что Правительство РФ утверждает перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Предложения в указанный Перечень готовились в 2008 г., сам Перечень был утвержден Правительством РФ 08.05.2009, а Закон Камчатского края, по которому Законодательное Собрание вручило себе соответствующие полномочия «по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации» был принят 26.05.2009 г., то есть после утверждения Перечня.
2. Нигде в российском законодательстве не сказано, что критерием отнесения территорий к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации является процентное соотношение коренных малочисленных народов и остального населения территории. Коренные малочисленные народы определяются законом как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
3. Утверждение, что отнесение южных районов Камчатского края к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов приводит к серьезным экономическим, социальным и природоохранным негативным последствиям и угрозе нарушения экономического баланса рыбной отрасли выглядит голословно и не подтверждается фактами.
В этой связи стоит напомнить, чтоОбщие допустимые уловы (квоты) добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ ежегодно определяются Федеральным агентством по рыболовству на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Приказом Росрыболовства от 26.05.2009 N 412. То есть определение этих квот полностью находится в руках органов исполнительной власти края. И они определяют из расчета по 50 – 100 кг всех видов рыб на одного представителя КМНС в год.
По ежегодным сводкам Северо-Восточного территориального управления рыболовства коренными малочисленными народами края, индивидуально и общинами, вылавливают от 2 до 4 процентов рыбной квоты Камчатки, хотя они и претендуют на большую долю в квоте.
К сказанному уместно добавить информацию из статьи И.С. Вахрина: «По данным КамчатНИРО, "объемы возможной рекомендованной добычи тихоокеанских лососей для всех направлений рыболовства на Камчатке в 2014 году составляют более 140 тысяч тонн". Это 140 миллионов килограмм. По полтонны на каждого проживающего на Камчатке, включая гастарбайтеров».
Вывод Законодательного Собрания Камчатского края о том, что вопрос традиционного природопользования актуален только для коренных малочисленных народов, проживающих на отдаленных и труднодоступных территориях Камчатского края дискриминационен по сути и, видимо, основан на игнорировании истории и современной реальности Камчатки,
Следует напомнить, к коренным малочисленным народам, проживающим в Камчатском крае, относятся алеуты, ительмены, камчадалы, коряки, эвены, эвенки, чукчи, удэгейцы, ульчи, нанайцы, эскимосы и забытые авторами обоснования айны. Причем большинство камчадалов и айнов (старое название курилы) проживают именно в южных районах, которые и осваивались колонистами из Российской империи в 18 веке, как наиболее экологически благоприятные для проживания. К 1801 г. после восстаний коренного населения и эпидемий их численность в этих районах сократилась не менее, чем в 10 раз, а число их поселений в 5 раз (Огрызко, 1961, Зуев, 2007, Мурашко, 2010). В течение более спокойного 19 века их численность отчасти восстановилась. По данным Переписи 1897 г. на Камчатке числилось 2794камчадала и 2584 потомка русских старожилов, по Переписи 1926 г. – 3704 камчадала, а русских уже 6842 чел., т.к. с 1912 г. Камчатка стала открытой для вольного поселения. На протяжении 18 в. и в первой половине 20 века исследователи констатировали, что потомки камчадалов и русских старожилов вели одинаковый образ жизни, экономической основой которого являлись рыболовство, охота, собирательство (Большаков и др. 1934 г.).
Сейчас в северных и южных районах Камчатки проживает приблизительно равное число потомков коренного и старожильческого населения, по 10 тысяч человек, и рыболовство по-прежнему остается основным источником их существования, так как в индустриальное развитие южных районов это население практически не вовлечено.
О значении рыболовства в современной жизни коренного населения свидетельствует серьезное отношение госорганов власти края к решению проблемы доступа представителей коренных народов к вылову лосося, возникшей из-за приказа № 660 Минсельхоза России, запретившего физическим лицам подавать заявки на вылов лосося. Губернатор Камчатского края дважды обращался в 2014 г.в Минсельхоз с просьбой изменить этот приказ, а «5 июня 2014г. Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Камчатском крае обратилась к родовым общинам с предложением оказать помощь своим соплеменникам: выловить и раздать им рыбу, либо обеспечить доступ к промысловым участкам. При этом Северо-Восточное территориальное управление Росрыболовства готово обеспечить данные общины дополнительными объемами. Такой порядок будет применяться для Олюторского, Пенжинского, Карагинского, Быстринского, Тигильского и Алеутского муниципальных образований».
Приведенные факты свидетельствуют как о сохранении жизненно важного значения традиционного рыболовства для коренных народов Камчатки в наши дни, так и о предвзятом отношении власти к аборигенам юга, в котором явно усматривается уступка «законным пользователям ресурсов», о которых говорится в Обосновании, в ущерб правам и интересам коренного населения, которые, видимо, авторы этого решения посчитали незаконными.
Предвзятое отношение к коренному населению юга Камчатки особенно обострилось после первого чрезвычайного съезда общин КМНС Камчатского края, состоявшегося в марте 2014 г., В резолюции Съезда общины заявили о своем стремлении научиться грамотно и рационально использовать ресурсы не только в сфере рыболовства, но и в сфере сохранения и развития самобытной культуры коренных народов Камчатки и с этой целью наладить контакты и развивать сотрудничество с российскими и международными неправительственными и межправительственными организациями по вопросам защиты прав коренных малочисленных народов, разработке и реализации проектов, направленных на развитие культуры, здравоохранения, образования, самоуправления, защиты окружающей среды и улучшение экономического и социального развития.
В этой связи общины заявили в Резолюции съезда о необходимости:
- отменить итоги конкурсов на закрепление рыбопромысловых участков для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и их общин в Камчатском крае в период с 2008 -2013 годы;
- ввести мораторий на промышленное рыболовство лосося в реках Камчатского края сроком на шесть лет, за исключением любительского и спортивного рыболовства, а также рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин;
- провести оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов (этнологической экспертизе)» с обязательным включением в нормы закона определения порядка проведения свободного, предварительного, осознанного согласия и заключения на его основе соглашений о компенсациях убытков и взаимодействии коренных народов, промышленных компаний и органов власти в проведении работы по смягчению возможных негативных последствий промышленной деятельности, разработке и реализации в рамках таких соглашений совместных программ социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Камчатского края;
- образовать территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов в крае, с возможностью управления и контроля по вопросам их образования, функционирования и охраны;
Правительству РФ Съезд общин рекомендовал;
- Определить долю квот по всем видам водных биологических ресурсов в размере не менее 20 % oi общей доли квот Камчатского края, определенных к вылову в Камчатском крае Дальневосточным рыбохозяйственным советом, необходимых для социального и экономическою развития и ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и их общин в Камчатском крае.
- Определить что данный размер квот является национальным региональным ресурсом закрепленным на постоянной основе за коренными малочисленными народами и направленный на ведение традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и их общин в Камчатском крае.
- Исключить передачу (перевод или переуступку) квот водных биологических ресурсов на ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и их общин в Камчатском крае на осуществление иных видов рыболовства.
- Разделить рыбную отрасль в зоне прибрежного рыболовства Камчатского края на две составляющие - рыбодобывающую отрасль и рыбоперерабатывающую отрасль.
- Обеспечить приоритетное право коренным малочисленным народам Севера Камчатского края и их общинам в реализации доступа ко всем видам водных биологических ресурсов в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.
Далее в Рекомендациях Съезда общин следовали конкретные предложения о необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации и Камчатского края в сфере обеспечения социально-экономического развития традиционного природопользования и культуры коренных малочисленных народов, разработки механизмов участия их представителей в принятии решений, касающихся защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Предложения Резолюции Съезда общин края вполне соответствуют духу и букве федерального законодательства, а также содержанию Резолюции VII Съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Исключением является лишь региональная составляющая, по понятным причинам сосредоточенная на принципах организации рыболовства коренных малочисленных народов в Камчатском крае.
К сожалению, АКМНСС и ДВ РФ не поддержала требования съезда общин КМНС Камчатского края.
Ответом на инициативу этого съезда, который был проведен на юге Камчатки, и по причинам транспортной логистики большинство его участников были представителями общин южных районов, явился проект Постановления Заксобрания Камчатского края о предложении Правительству РФ исключить южные районы из Перечня мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.
Расколов таким образом движение коренных народов Камчатки на Север и Юг и вызвав протесты организаций КМНС, в настоящее время представители органов госвласти Камчатского края совершают поездки по южным районам, собирая представителей КМНС и пытаясь их убедить, что решение об изменении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера не скажется отрицательно на родовых общинах и представителях КМНС Камчатского края. Некоторые из собравшихся на таких встречах представители коренных малочисленных народов выражают в этом сомнение и они правы.
К сожалению, в соответствии с действующим законодательством, права коренных малочисленных народов РФ связаны с формулировкой «в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности». Это и права на безвозмездное пользование землями; на участие в подготовке и принятии решений, касающихся защиты исконной среды обитания, на получение средств от органов госвласти РФ, местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций и физлиц средств для социально-экономического и культурного развития, защиту исконной среды обитания; на участие в проведении экологической и этнологической экспертизы; на получение компенсаций за ущерб исконной среде обитания; госпомощи для развития образовательных программ, осуществление прав в области охоты, лесопользования, налоговыми льготами в области обложения объектов животного мира и водных биологических ресурсов. В некоторых субъектах РФ, которые предложили включить в Перечень отдельные муниципальные образования своего субъекта, территориальные органы госвласти уже сейчас связывают возможность реализации прав представителей коренных малочисленных народов с формулировкой «в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности», то есть с местом прописки заявителей. И если заявители живут не в местах, внесенных в Перечень, а в соседнем районе, отказывают им в праве.
Таким образом, если Постановление Законодательного собрания Камчатского края с предложением по внесению изменений в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, в части Камчатского края будет внесено в Правительство РФ и одобрено им, в Камчатском крае половина представителей коренных малочисленных народов, проживающих в южных районах и городских округах края, могут быть поражены в правах по признаку места постоянного проживания.
Ольга Мурашко
Источники и литература:
- Проект Постановления Законодательного собрания Камчатского края «О предложениях по внесению изменений вПеречень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 № 631-р, в части Камчатского края». Проект внесен депутатом Законодательного собрания Камчатского края Л.Н. Бойцовым. ПМА автора.
- Резолюция первого Чрезвычайного съезда общин коренных малочисленных народов Севера Камчатского края 22 марта 2014 г. Елизово. Камчатский край. ПМА автора
- Огрызко И.И. Расселение и численность ительменов и камчатских коряков в конце XVII в. Ученые записки Ленинградского Пединститута им. А.И. Герцена, т.222, 1961.С.201-202.
- Зуев А.С. Камчатский бунт 1731 г. : из истории русско-ительменских отношений// Вопросы истории Камчатки. Вып.3 Петропавловск-Камчатский. 2007. С. 108-192
- Большаков М., Рубинский В. Камчатская область М.-Л. 1934.
- Мурашко О.А. Камчадалы / Народы и культуры. Народы Северо-Востока Сибири – М.: Наука, 2010. – С. 201-246.
Источник: Центр содействия КМНС
Ссылки по теме:
27 ноября 2015 г. Центр содействия коренным малочисленным народам Севера внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. ЦС КМНС обязан размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства.