ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Март 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

2013

15 Апрель 2013

Правительство оформило передачу "Роснефти" пяти участков на шельфе Охотского моря

Правительство РФ оформило передачу "Роснефти" участков недр Магадан-1, Магадан-2, Магадан-3, Лисянского и Кашеваровского на шельфе Охотского моря, соответствующее распоряжение размещено во вторник в банке данных федеральных нормативных и распорядительных документов.

В ноябре министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило и внесло в правительство проект распоряжения о включении участков недр Магадан-1, Магадан-2, Магадан-3, Лисянский и Кашеваровский на шельфе Охотского моря в перечень участков недр федерального значения и передаче их ОАО "НК "Роснефть". Право пользования этими участками недр с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья будет предоставлено по совмещенной лицензии.

Согласно распоряжению правительства РФ, права пользования участками недр федерального значения осуществляются без проведения конкурсов и аукционов.

Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов в марте сообщал, что компания обсуждает возможность совместной разработки блоков Магадан-1, 2 и 3 на шельфе с китайскими и японскими компаниями. Он отмечал, что интерес к проекту проявили CNPC (China National Petroleum Corp) и Sinopec, но отсутствие лицензии не позволяет провести переговоры с инвесторами.

Глава Роснедр Анатолий Ледовских в интервью агентству "Прайм" в июне сообщал, что "Роснефть" подала заявки на получение лицензий на 31 участок недр, подавляющее большинство из которых расположено на шельфе. Роснедра планировали выдать их до сентября. Глава ведомства не называл всего перечня участков, но говорил, что среди них были Магадан-1, Магадан-2 и Магадан-3.

Участки недр Магадан-1, 2 и 3, Лисянский и Кашеваровский содержат прогнозные ресурсы нефти и газа категории Д2, промышленная нефтегазоносность не доказана. Запасы углеводородного сырья этих участков на государственном балансе не числятся.

Прогнозные ресурсы нефти участка Магадан-1 составляют 346,5 миллиона тонн (геологические) и 103,9 миллиона тонн (извлекаемые); газа - 338,2 миллиарда кубометров.

На участке Магадан-2 геологические ресурсы нефти насчитывают 263 миллиона тонн, извлекаемые - 78,9 миллиона тонн. Ресурсы газа составляют 261,2 миллиарда кубометров.

Участок Магадан-3 содержит ресурсы нефти в объеме 103,5 миллиона тонн (геологические) и 31 миллиона тонн (извлекаемые); газа - 105,5 миллиарда кубометров.

На Лисянском участке сконцентрировано 473,1 миллиона тонн геологических ресурсов нефти и 141,9 миллиона тонн извлекаемых; газа - 473,7 миллиарда кубометров.

Ресурсы нефти на Кашеваровском участке составляют 289 миллиона тонн (геологические) и 86,6 миллиона тонн (извлекаемые); газа - 313 миллиардов кубометров.

http://rosinvest.com/novosti/885370

Read more

У Газфлота и Прокуратуры разный взгляд на ситуацию в Охотском море

Газфлот письменно уведомил WWF о том, что бурение скважины «Первоочередная» идет строго в соответствии с законом. При этом Камчатская прокуратура сообщает Фонду о многочисленных нарушениях компании. Дело рассматривает суд.

WWF получил письменные ответы на запросы, направленные в ООО «Газфлот» и Генеральную Прокуратуру РФ. Запросы общественная организация сделала еще в сентябре, когда стало известно о том, что компания Газфлот, дочернее предприятие Газпрома, начала бурить скважину «Перовоочередная», имея отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.

В своем письменном ответе компания-оператор буровых работ сообщает о том, что бурение на шельфе Западной Камчатки ведется в строгом соответствии с природоохранным законодательством. Газфлот ссылается на положительное заключение повторной государственной экологической экспертизы, полученное 20 октября 2011 г. - после двух месяцев незаконных работ. По мнению экологов, повторное заключение госэкспертизы было выдано с нарушением закона. Представители экологических организаций намерены оспаривать его в Прокуратуре.

Несколько позднее WWFполучил ответ на запрос в Прокуратуру. В частности, в документе сообщается о проведении многочисленных проверок и выявлении целого ряда нарушений законодательства об экологической экспертизе и положений Водного Кодекса РФ. Прокуратура подтверждает, что работы по бурению начались задолго до получения какого-либо заключения государственной экологической экспертизы – 3 сентября 2011 года.

«Вопреки требованиям ст. 11 Водного кодекса РФ, ООО «Газфлот» и ОАО «Арктикморнефтенегазразведка» не имеют разрешительных документов на использование акватории водного объекта (части Охотского моря), - говорится в письме Прокуратуры Камчатского края.Только 25 октября Газфлот предоставил в соответствующие инстанции документы для получения разрешения на пользование водными ресурсами.

Компания «Газфлот» и исполнитель буровых работ «Арктикморнефтегазразведка» привлечены к административной ответственности.Таким образом, в течение 2,5 месяцев бурение разведочной скважины ведется с нарушением требований водного законодательства и Федеральных законов «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и «Об экологической экспертизе».

«Полученный на прошлой неделе ответ Прокуратуры убедительно доказывает правоту экологических организаций: на протяжении длительного периода работы на лицензионном участке Газпрома выполнялись с нарушением закона, – сказал Алексей Книжников,руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России, - Мы надеемся, что судебные инстанции вынесут справедливый вердикт, а всемирно известная корпорация извлечет уроки и кардинально реформирует свою экологическую политику».

Сегодня система менеджмента Газпрома допускает применение двойных стандартов, о чем свидетельствует безупречная реализация международного проекта «NordStream» и нарушение законов при ведении проектов внутри страны.

Пресс-служба WWF России

Read more

Общественные слушания прошли в Эссо

18 мая 2012 года в селе Эссо состоялись общественные слушания по материалам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности проекта освоения месторождения «Золотое» и строительства технологического проезда 63 км по маршруту Мильково - Агинский ГОК - месторождение «Кунгурцевское» в Быстринском районе Камчатского края.

Информация о проведении общественных слушаний была опубликована в «Российской газете», газете «Камчатский край» от 18 апреля и в районной газете «Новая жизнь» № 16 (6014) от 14 апреля. Об этом сообщили организаторы слушаний. Информация содержала сведения о намечаемой деятельности, сроки проведения ОВОС, месте и сроках размещения предварительного варианта материалов ОВОС, сроках, месте и времени проведения слушаний. В районной библиотеке, помимо материалов ОВОС, был представлен журнал регистрации обращений общественности. В журнале регистрации предложений замечаний общественности не зарегистрировано.

В своем кратком выступлении Министр природных ресурсов и экологии Камчатского края А.А.Семиколенных сообщил, что уже приняты Постановления до 2025 года по добыче золота на полуострове, что месторождение «Золотое» прошло все процедуры и получило лицензии. Директор по связям с общественностью и по работе с госорганами ООО «Интерминералс Менеджмент» Ю.А.Гаращенко, представитель заказчика намечаемой деятельности, представил разработчиков проекта и рассказал о деятельности компании: где и в каких местах работают, озвучил проценты отчисления компании в бюджеты различных уровней за негативное воздействие на окружающую среду. Представитель генеральной проектной организации ФГУП «ГИПРОЦВЕТМЕТ» главный инженер М.А.Шадрин доложил об основных проектных решениях по освоению данного месторождения. От представителей разработчика материалов ОВОС ЗАО «ГК ШАНЭКО» главный инженер проекта Т.С.Кузнецова подготовила презентацию по оценке воздействия на окружающую среду, которое может быть оказано в результате реализации намечаемой деятельности. Из доклада можно сделать выводы, что на территории намечаемой деятельности ландшафт ничем не примечателен, «краснокнижные»  растения не произрастают, птицы и звери не обитают, но в небольших ручьях обитает голец, причем двух видов. Председатель общественной организации «Экология Камчатки» Р.Г.Пашкевич выступил с докладом по фоновым оценкам окружающей среды в районе намечаемой деятельности.

Затем жители Быстринского района задавали вопросы. В большей степени их интересовал вопрос расширения Агинского хвостохранилища, т.к. с «Кунгурцевского» месторождения руда будет вывозиться на «Агинское», на что был дан ответ, что в течение года до запуска «Золотого» будет проводиться дополнительная   реконструкция хвостохранилища.

Ю.А.Гаращенко подводя итоги обсуждения подчеркнул, что компании готовы сотрудничать со всеми по сохранению экологии с условием, что исследования надо проводить совместно с представителями компаний.

Информационный центр «Лач», с. Анавгай

Read more

Камчатские недра

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) не продлило ОАО НК «Роснефть» лицензию на Западно-Камчатский шельф, срок которой истек 1 августа, – комиссия по рассмотрению заявок на права пользования недрами на шельфе рекомендовала Роснедрам не продлять лицензию компании на участок Западно-Камчатского шельфа.

В «Роснефти» сообщили журналистам, что компания в курсе решения федерального агентства. «В настоящее время ведется изучение возможностей дальнейшего сотрудничества с нашими корейскими партнерами по проекту в рамках действующего российского законодательства», – заявил представитель нефтяной компании. Отвечая на вопрос об эффективности поисково-разведочных работ на Западно-Камчатском шельфе, в «Роснефти» подтвердили, что бурение на блоке первой скважины не дало расчетных положительных результатов. «Однако, несмотря на это, мы получили огромный объем полезной геологической информации, которая будет подвергнута детальной интерпретации и анализу, а полученные выводы будут использованы для принятия решений о дальнейших действиях», – добавили представители «Роснефти».

Напомним, что «Роснефть» получила лицензию МПР в 2003 году сроком на пять лет. По действующему законодательству недропользователь может продлить лицензию на этот участок еще на пять лет в случае, если не допустит нарушений лицензионного соглашения. В декабре прошлого года Росприроднадзор предъявил претензии к работе оператора проекта ООО «Камчатнефтегаз» на блоке, которые, в частности, заключались в том, что компания (из-за отсутствия согласований) не приступила к бурению на Западно-Камчатском шельфе.

Весной этого года «Газпром» направил в правительство письмо, в котором предложил не продлевать «Роснефти» эту лицензию в связи с выявленными нарушениями. Как признался в конце апреля заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков, этот участок необходим концерну для газификации Камчатки. При этом Ананенков напомнил, что правительство поручило «Газпрому» газифицировать Камчатку, а МПР – обеспечить «Газпром» ресурсами на Камчатке.

«Камчатнефтегаз» получил в апреле-мае от Росприроднадзора положительные заключения государственной экологической экспертизы на бурение двух скважин, к бурению приступил в июне. На момент истечения срока действия лицензии была пробурена одна скважина, определена точка бурения второй скважины. В конце июня источник, близкий к МПР, говорил информагентствам, что «Роснефти», скорее всего, удастся продлить лицензию на Западно-Камчатский шельф. «Компания ведет успешное бурение, 99%, что лицензия будет продлена. По результатам каротажа была обнаружена газовая составляющая. Уже газовое месторождение можно считать открытым», – говорил он. В то же время генеральный директор «Камчатнефтегаза» Дмитрий Антонов сообщил, что компания начала работу по продлению еще на пять лет лицензии на Западно-Камчатский шельф.

Лицензия на геологическое изучение участка на Западно-Камчатском шельфе Охотского моря принадлежит компании West Kamchatka Holding BV, в которой 60% принадлежит «Роснефти», 40% – K.K. Korea Kamchatka Co. Ltd (KKC). Оператором является 100-процентная «дочка» WKH – компания «Камчатнефтегаз». Площадь лицензионного участка – 62 440 кв. км. Прогнозные ресурсы Западно-Камчатского шельфа оцениваются в 1,8 млрд тонн нефти и 2 трлн кубометров газа.

http://expert.ru/2008/08/08/rosneft-kamchatka/

Read more

12 Апрель 2013

Дополнительная информация

  1. Общественные слушания прошли в Эссо 
  2. У Газфлота и Прокуратуры разный взгляд на ситуацию в Охотском море
  3. Правительство оформило передачу "Роснефти" 5 участков на шельфе Охотского моря 
  4. В 2012 году «Газпром» планирует начать подачу газа на ТЭЦ-1 и три котельных Петропавловска-Камчатского 
  5. Горнорудные проекты на Камчатке
  6. Камчатские недра
  7. «Газпром» готовится к началу поискового бурения на шельфе Западной Камчатки
  8. Камчатка и золоторудная промышленность. Экологические проблемы
  9. Кто получил право пользования участком недр, включающим северную оконечность месторождения Чайво, в районе Охотского моря?
  10. В Камчатском крае состоялся запуск нового горно-обогатительного комбината
  11. Арнольд Шварценеггер: Катастрофа в Мексиканском заливе свидетельствует о потенциальной опасности даже разведочного бурения 
  12. Местное население озабочено строительством ГОКа в Олюторском районе

Read more

Промежуточный отчет. Камчатка

                                                                                                    ОТЧЕТ
                                                                                            промежуточный
                                                                                        проект UDF-RUS-10-398 
                                                        «Поддержка участия коренных малочисленных народов Севера 
                                                              в демократических процессах в Российской Федерации»
                                                                                           Камчатский край
                                                                                     май 2012 – октябрь 2012 

Н.Н. Запороцкая

 За отчетный период был продолжен мониторинг крупных промышленных проектов на территории Камчатского края и их влиянию на жизнь коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, а также информирование коренных народов через еженедельную Информационную рассылку «Лач». 

10 сентября 2012 года состоялись публичные слушания по вопросу организации строительства опытно – промышленного производства по добыче и переработке золотосодержащей руды 250 тыс. т/год на Озерновском золоторудном месторождении в Карагинском районе Камчатского края.  

К сожалению, о слушаниях стало известно за 2 дня до слушаний из-за отпусков руководителей районной Ассоциации КМНС. Информация о слушаниях была размещена на сайте Администрации Карагинского района и на информационном стенде в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Карагинская межпоселенческая централизованная библиотечная система». Публичные слушания прошли тихо и спокойно. Народ не был готов к обсуждению этого проекта. Необходимы обучающие семинары на местах по подготовке к общественным слушаниям. 

Геологоразведочные работы (ГРР) на Озерновском рудном поле ведет ОАО «СиГМА» (Лицензия № 4170/ПЛН 13245 БР, зарегистрированная 22.07.2005 г.). 

На момент получения лицензии в пределах рудного поля выявлены 60 рудоносных зон и жил, которые сосредоточены в пределах перспективных участков – БАМ, Хомут, Промежуточный, Каюрковский и Прометей. В наиболее изученной части Лицензионного участка – зоне БАМ были подсчитаны запасы золотосодержащих руд по категории С2 в количестве: руды 980 тыс. т, золота 16024 кг, серебра 7.2 т при среднем содержании золота 16.6 г/т и серебра 7.0 г/т. Прогнозные ресурсы Озерновского рудного поля по состоянию на 01.01.2003 были приняты в следующих количествах: Р1 – золота 44066 кг, серебра – 42.7 т; Р2 – золота 20167 кг, серебра – 18.4 т. 

На сайте ОАО «СиГМА» сообщается о том, что по итогам работ, проведённых с момента получения лицензии в 2005 году до января 2012 года, была выполнена оценка месторождения Озерновское в соответствии с международным стандартом NI43-101 на основании кернового, до глубины 300 м и бороздового опробования по поверхностным горным выработкам.

Предварительные оценки показывают, что зоны БАМ и Хомут названного месторождения содержат ресурсы по категориям исчисленные (Indicated) и предполагаемые (Inferred) по международной классификации NI 43-101 (для составления отчетов по результатам ГРР, минеральных ресурсов и рудных запасов) в количестве 47.8 миллионов тонн руды, со средним содержанием золота 1.97 г/т, при бортовом содержании 0.6 г/т что составляет 3.028 миллионов унций (94.2 тонны) золота.

С 26 по 30 сентября 2012 года руководитель АНО ЭЭ ИЦ «Лач» Запороцкая Н.Н. принял участие в 15-й ежегодной встрече Сосновской экологической коалиции. Организаторами ее является Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов. 

Особое внимание в программе мероприятий заняли анализ успехов и неудач экологического движения Сибири и Дальнего Востока РФ, состояние общественного движения, формирующиеся тенденции, примеры успешных проектов, знакомство с новыми технологиями, последними изменениями и новинками законодательства, наработанными практиками по решению экологических проблем. 

На обсуждение были вынесены следующие важные темы: лес, лесные пожары, ООПТ, горнорудные проекты, нефть и газ, энергетика, реки и ГЭС, коренные народы, Охотское море, Байкал и другие. Запороцкая Н.Н. приняла участие в работе секций: коренные народы, горнорудные проекты, Охотское море, ООПТ. На секции «Горнорудные проекты» состоялась презентация ситуации в Камчатском крае Запороцкой Н.Н. и Михайловой Т.Р. (Камчатская Лига независимых экспертов). Итоговые документы сейчас на стадии доработки. 

Также следует отметить, что сейчас идет реализация Рекомендаций II съезда КМНС Камчатского края. ИЦ «Лач» организовал дистанционное обсуждение Соглашения между Ассоциацией КМНС Камчатского края и Росприроднадзором. О проекте Соглашения было также доложено на заседании Президиума Ассоциации КМНС Камчатского края 17 октября 2012 года. Президиум решил в течение месяца внести в проект все предложения коренных народов Камчатки и через месяц отправить на согласование в Росприроднадзор. Также ИЦ «Лач» было предложено на Президиуме внести в проект соглашения третью сторону в лице ИЦ «Лач». Принципиальных возражений членов Президиума КМНС края не было и третья сторона включена в проект соглашения (см. Приложение 1). 

Положительным результатом мероприятий нынешнего года является и то, что Министерство природных ресурсов Правительства Камчатского края сделало предложение Ассоциации КМНС Камчатского края включить своего представителя в состав рабочей группы при Министерстве по ООПТ Камчатского края. По решению Ассоциации КМНС КК членом данной рабочей группы стал член Президиума КМНС КК, директор АНО ЭЭ ИЦ «Лач» Запороцкая Н.Н. Заседаний рабочей группы по ООПТ на сегодня еще не было.


Приложение 1


 





 


           
 




                                                                                          Соглашение
                                                        О взаимодействии Управления Федеральной службы по
                                                      надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)
                      по Камчатскому краю, Камчатской краевой Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера и 
                                                         АНО «Этно-экологический информационный центр «Лач»


«____» ноября 2012 год                                                                                                                       г. Петропавловск-Камчатский


 

            Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Камчатскому краю (далее Управление Росприроднадзора) в лице исполняющего обязанности руководителя Управления Росприроднадзора Анатолия Арсентьевича Матвиенко, действующего на основании Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатской области и Корякскому автономному округу, утвержденного приказом Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования от 03.09.04 г. № 19, с одной стороны, и Камчатская краевая Ассоциация общественных объединений коренных малочисленных народов Севера (далее Ассоциация) в лице Романовой Татьяны Флоровны, действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем.

 
1. Цели и предмет Соглашения

1.1.Настоящее Соглашение определяет порядок и процедуру взаимодействия Сторон в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Камчатского края.

1.2.Предметом настоящего Соглашения являются организация и формы взаимодействия Сторон при осуществлении совместной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

 
 2. Основные направления взаимодействия Сторон в сфере природопользования и охраны окружающей среды

            
2.1.Участие в мероприятиях по контролю за соблюдением требований природоохранноого, природоресурсного законодательства, а также законодательства в области защиты исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

2.2.Участие в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов федерального и регионального уровня. 

2.3.Участие в совещаниях, семинарах, учебных мероприятиях по практическому применению законодательных и иных нормативно-правовых актов.

2.4.Обеспечение населения Камчатского края достоверной информацией о состоянии окружающей среды.

            
3. Формы и организация взаимодействия Сторон

3.1.Основные формы взаимодействия Сторон:

 -обмен информацией по вопросам, относящимся к компетенции Сторон;

-осуществление совместных мероприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

- реализация совместных инициатив и проектов по охране окружающей среды и природных ресурсов;

- участие экспертов, из числа представителей Ассоциации, в работе комиссий по проведению государственной экологической экспертизы в части соблюдения требований законодательства в области защиты исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.;

- проведение, с участием Сторон, мероприятий по контролю на объектах промышленного освоения природных ресурсов. 

3.2. Организация взаимодействия Сторон.

3.2.2.Подготовка информационных, аналитических материалов по вопросам природопользования на территории Камчатского края, а также анализ проблем, результатов взаимодействия и пути их решения.

3.3.3.Формирование и реализация совместных планов работы (проведения семинаров, совещаний и учебных мероприятий и др.).

3.4.4.Проведение совместных выступлений в средствах массовой информации.

3.5.5.Предоставление взаимной информации по следующим направлениям:

 -   о нормативно-правовой и инструктивно-методической базе в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

-   о проектной документации объектов государственной экологической экспертизы, реализация которых планируется на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов  Камчатского края

-       информация об аварийных, чрезвычайных ситуациях, в результате которых создается потенциальная угроза нанесения вреда природным ресурсам и окружающей среде.

4. Заключительные положения

4.1.Соглашение заключается сроком на один год и вступает в силу с момента его подписания Сторонами. 
Действие Соглашения может быть продлено по согласию Сторон.

4.2.Стороны, по взаимному согласию, имеют право вносить письменно изменения и дополнения в Соглашение. 

4.3.Соглашение может быть расторгнуто по решению одной из Сторон с предварительным уведомлением не менее чем за месяц до предполагаемого срока расторжения Соглашения. 

4.4.Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон.

4.5. С выходом нормативно-правового акта, регламентирующего порядок заключения подобных Соглашений, настоящее Соглашение подлежит приведению в соответствие вышеупомянутым нормативно-правовым актом.


                                                                                  5.Реквизиты сторон


 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Камчатскому краю

г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Мишенная, 106

 

 
И.О. Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Камчатской области и Корякскому автономному округу

 
________________А.А. Матвиенко

 

«__» __________ 2012 год

Камчатская краевая Ассоциация коренных малочисленных народов Севера

Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Ленина

 

 
Президент Камчатской краевой Ассоциации коренных малочисленных народов Севера

 

 

______________ Т.Ф.Романова

 

«__» ___________ 2012 год

Автономная некоммерческая организация Этно-экологический Информационный центр «Лач!

 






Директор АНО ЭЭ ИЦ «Лач»

 




______________Н.Н.Запороцкая

 

 «__» __________ 2012 год

Read more

Проект UNDEF

Во времена глобализации и финансового кризиса значение бизнеса в жизни общества существенно усиливается. Растет общественный запрос на исполнение компаниями функций и обязанностей, которые обычно принадлежат государству и выходят за рамки привычных сделок купли-продажи. Конкретизировать круг этих обязанностей – задача непростая ввиду разницы во взглядах различных заинтересованных сторон: местных сообществ, населения в целом, компаний. Для прояснения данной проблемы Генеральный секретарь ООН в 2005 году назначил Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросу о правах человека и транснациональных корпорациях и других торгово-промышленных предприятиях. В задачи Специального представителя входит идентификация и конкретизация стандартов корпоративной ответственности и подотчетности корпораций в отношении прав человека, а также определение роли государства в эффективном регулировании соответствующих функций бизнеса.

В 2008 году Специальный представитель предложил стратегическую систему подходов в отношении бизнеса и прав человека, базирующуюся на трех основных принципах:
1) обязанность государства – защищать права человека от посягательств третьих сторон, включая бизнес;
2) обязанность корпораций – уважать права человека;
3) обеспечение всеми общественными институтами большей доступности эффективных механизмов защиты прав для пострадавших.

Эта система подходов получила одобрение Совета ООН по правам человека, крупнейших международных бизнес-объединений, а также международных правозащитных организаций. Предлагаемый проект разработан в соответствии с этой системой.

Уважение прав человека как показатель ответственного ведения бизнеса 

Помимо соблюдения действующего законодательства, компании должны соответствовать и существующим нормам социальной ответственности, или социальным ожиданиям. Компании могут принимать на себя дополнительные обязательства, а в некоторых случаях им могут быть предъявлены дополнительные требования. Но обязанность соблюдения прав человека – это то, что ожидается от любой компании в любой ситуации. Этот принцип лежит в основе любой добровольной инициативы и зафиксирован в таких документах, как Трехсторонняя декларация Международной Организации Труда и Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

Тем не менее, лишь немногие компании имеют действующие инструменты мониторинга такого рода ситуаций, что требует изменений в сторону получения компаниями своевременной информации, принятие ее во внимание и предотвращения ими действий, нарушающих или посягающих на права человека.

Доступность эффективных механизмов защиты прав 

Споры вокруг нарушений прав человека в результате деятельности компаний имеют место даже в условиях эффективной работы общественных институтов. Жертвы нарушений имеют права требовать предоставления компенсаций. Нередко доступ к правовым механизмам оказывается проблематичным именно в тот момент, когда он более всего необходим. Следует подчеркнуть, что именно досудебные механизмы недостаточно развиты – как на корпоративном, так и на внутригосударственном уровнях.


В марте 2010 г. состоялся визит Специального представителя в Россию. На международном форуме, посвященном теме бизнеса и прав человека, Специальный представитель в своем выступлении подчеркнул важность соблюдения в России указанных трех принципов. В работе форума принимали участие представители коренных малочисленных народов Севера России.
В настоящее время правительство Российской Федерации (Министерство регионального развития РФ) предпринимает попытки создать российский стандарт Кодекса поведения компаний в отношении местного и коренного населения. Хорошо известно, что подобные инициативы осуществляются на правительственном уровне далеко не оперативными темпами. Предлагаемый проект будет способствовать консолидации усилий всего гражданского общества в этом направлении.

Проект – двухгодичный, закончился в октябре 2013 года. Непосредственно проект работал в Республике Саха (Якутия) и в Камчатском крае. Партнёры ЦС КМНС в этом проекте: Экологический центр «Эйгэ» (Якутск) и Этно-экологический информационный центр «Лач» (Петропавловск-Камчатский).


Информационные блоки проекта

Камчатский край. Итоговый отчет
- - Приложение 1

- Республика Саха (Якутия). Итоговый отчет



Read more

Конкурсы от Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности

КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» проводит ряд конкурсов.

Read more

Сколтех принимает заявки

Центр предпринимательства и инноваций Сколковского института науки и технологий (Сколтеха) открыл прием заявок на занятие позиций постдоков (научных сотрудников) в области предпринимательства и инноваций.

Read more

 
 
Яндекс.Метрика