ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Декабрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

04 Декабрь 2013

Коренные народы Сахалина объявили о созыве Внеочередного Съезда

Коренные малочисленные народы Севера Сахалинской области объявили о созыве и проведении Внеочередного Съезда, который состоится 21 декабря 2013 г в п. Ноглики. Владимир Санги, вождь нивхского племени Кетнивгун, по согласованию с Ледковым Г.П., президентом АКМНСС и ДВ РФ, инициировал решение о необходимости проведения Съезда.

Республика Саха (Якутия). Итоговый отчет

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
по проекту UDF-RUS-10-398 
«Поддержка демократических инициатив
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»
Республика Саха (Якутия)
 



Общины КМНС в районе работы проекта


            В рамках работы по данному проекту мы ведем взаимодействие в основном с теми общинами, которые находятся на территории Южной Якутии. Их довольно много, но не все активны и не все подчистую имеют влияние от промышленных проектов. Поэтому мы можем назвать следующие общины, входящие в «зеленую» сеть КМНС:

            В Алданском районе: 

«Киэн Юрях», «Иджек», «Сергелях», «Амга», а также с Ассоциацией эвенков Алданского района «Сигун».

            В Нерюнгринском районе:

«Бугат», а также с инициативной группой жителей эвенкийского наслега Иенгра и Союзом оленеводов Нерюнгринского района «Орон».

            В Олекминском районе:

«Тяня», «Токко».

            В Усть-Майском районе: 

«Эжанская», «Джугджур».



«Горячие точки» в районе работы проекта; влияние деятельности промышленных компаний на жизнь общин КМНС


Из существующих промышленных  проектов это:





Промышленный проект, заказчик

Влияние

Затрагиваемая КРО

1

Нефтепровод «ВС-ТО»,

АК «Транснефть»

Нарушение цельности территорий земель общин, нарушение маршрутов кочевья оленей и диких животных, фактор беспокойства для проведения успешной охоты и рыбалки, замусоривание бытовым мусором мест отдыха возле переходов рек, затруднение при оформлении разрешения на проезд по вдольтрассовой дороге.

Общины «Киэн-Юрях», «Амма», «Сергелях» Алданского района;

община «Бугат» Нерюнгринского района.

2

Газопровод «Сила Сибири», ОАО «Газпром»

Сейчас уже закончены  маршрутно-изыскательские работы, который идет воль трассы нефтепровода ВС-ТО. Соответственно, удваивание тех же воздействий.

Те же общины, т.к. трасса идет вдоль трассы ВС-ТО.

3

Железная дорога «Томмот-Нижний Бестях»,

ОАО «Железные дороги Якутии»

Инциденты с загрязнением окружающей среды в следствие опрокидывания грузов, браконьерство (неустановлено официально).

«Буяга» Алданского района

4

Железорудное месторождение «Таежное», 

ГМК «Тимир»



В 2011 году велись изыскательские работы (пробурено 4385 погонных метров скважин, оценка историко-археологического состояния на территории лицензионных участков).

Община не согласна с решением сессии районного совета депутатов об «Изменении границ ООПТ «Хатыми». Во-вторых,  отсутствовали исходные данные о родовой общине, а нормативные показатели валового дохода были рассчитаны только на оленеводство. Были не согласны с размещением отвалов хвостов и водозабором, т.к. нарушает природные объекты.

«Бугат» Нерюнгринского района

5

Артель «Поиск», Усть-Майский район

нарушение режима охоты, браконьерство; нарушение водных объектов.

КРО «Джугджур»

6

Проект по сверхглубокому бурению и комплексному изучению недр  на содержание нефти/газа,

ОАО НПЦ «Недра», Усть-Майский район

Нарушение режима охоты, браконьерство. В начале 2012 - в стадии завершения строительство временного и постоянного вахтовых поселков и строительства опытно-промышленного участка (ОПУ).




КРО «Эжанская»



Эльга?











Из планируемых промышленных проектов:





Промышленный проект, заказчик

Влияние

Затрагиваемая КРО

1

Канкунская ГЭС

Затопление земель для выпаса оленей, нарушение миграции оленей на зимние пастбища, нарушение всего баланса экосистемы реки Алдан.

«Иджек», «Сеемджа» Алданского района;

«…» Нерюнгринского района

2

«Строительство автомобильной дороги Малый Нимныр – створ Канкунской ГЭС в Республике Саха (Якутия)»,

ОАО ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ

У проектировщиков были ошибочные координаты межевания земельного участка общин, и несколько вариантов строительства автодороги. Кроме предложения согласовать земельный отвод они ничего не предложили.

На сегодняшний день хотелось бы узнать, будет ли строительство дороги?

«Бугат» Нерюнгринского района, …Алданского района

3

Золоторудное месторождение «Гросс»

Загрязнение поверхностного стока, атмосферное загрязнение, нарушение традиционного природопользования (охоты, рыбалки, выпаса оленей).

«Тяня», «Токко» Олекминского района

4

Месторождение полиметаллов «Сардана»,

ООО «Сибирские цветные металлы»

Загрязнение речки Хамра, откуда берет воду и где рыбачит местное население, нарушение целостности охотничьих угодий общины

«Эжанская» Усть-Майского района

5

Железорудное месторождение «Тарыннаах»,

ГМК «Тимир»

строительство инфраструктуры и ГОКа, пока приостановлено.

«Тяня» Олекминского района




История взаимоотношений промышленных компаний в Якутии с общинами КМНС

            Предлагаю в этом разделе окинуть взглядом время с начала новой России, т.е. после распада СССР и по 2010 год.

            Как и везде по стране в целом, отношения между кмнс и промышленными компаниями носили неорганизованный, довольно спонтанный характер. К сожалению, не произошло юридической преемственности в вопросах правообладания землями общин кмнс, т.е. в дальнейшем бумаги времен СССР на свои территории уже не имели юридической силы в свете новых законов и реалий. Поэтому и по сей день многие общины все еще не могут полновесно утверждать перед компаниями, что это их исконные земли, которые имеют все соответствующие правоустанавливающие документы.

            Якутия, край морозов и алмазов…поэтому отношения алмазодобывающей промышленности с нашими народами развиваются постоянно. Вот что пишет об этом руководитель АКМНС РС (Я) А.В. Кривошапкин:

            «Все запасы полезных ископаемых, разрабатываемых на промышленной основе, в основном находятся в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Например, алмазы в основном добываются в Анабарском, Булунском, Жиганском и Мирнинском районах. Несколько лет назад алмазы обнаружены в Нюрбинском районе, каменный уголь добывается в Южной Якутии, золото — в Алдане и Оймяконе, олово — в Усть‑Яне. Во всех этих местах живут коренные малочисленные народы Севера. По большому счету представители наших народов должны были бы жить в достатке и не бедно, без больших проблем, особенно социальных. А в реальной жизни в Арктике и на Севере проблем становится все больше и больше. Эти проблемы, с одной стороны, региональные, а с другой — федеральные.

            1) АК "АЛРОСА" не оставляет без внимания улусы (районы) республики. У этой компании есть программа регионального развития, согласно которой АЛРОСА оказывает посильную помощь Анабарскому, Жиганскому, Булунскому, Аллаиховскому и Нижнеколымскому улусам. На основании подписанных договоров о сотрудничестве финансовые средства АК "АЛРОСА" направляются на организацию отдыха детей в детских оздоровительных лагерях и перевозку детей до лагеря и обратно; на помощь малоимущим слоям населения, ветеранам войны и тыла, обществу слепых. Выделяются вертолеточасы для перемещения детей и сельхозпродукции из отдаленных районов, оказывается помощь рыбакам, охотникам, оленеводам, чумработницам, детским домам. Выделяются средства на развитие физкультуры и спорта, издание книг и журналов, оснащение музеев, строительство и ремонт ледников, подготовку кадров и так далее.

            Но вся представленная информация изложена в общих чертах, без конкретных фактов, не указана хотя бы общая сумма оказанной представителям народов Севера финансовой помощи. Следует обратить внимание и на то, что помощь оказана улусам (районам) в целом. Коренные малочисленные народы Севера при этом куда‑то исчезли, в информации их почти не видно, неизвестно, какая конкретная финансовая помощь им реально оказана.

            2) ОАО "Алмазы Анабара" и Анабарский (долгано‑эвенкийский) национальный улус 14 декабря 2004 года заключили соглашение о сотрудничестве на 2005—2010 годы.
ОАО стало уделять внимание трудоустройству представителей коренного населения на участках предприятия. К примеру, в 2007 году были трудоустроены 135 человек, а в 2008 году — 230 представителей коренных малочисленных народов Севера. Оказана спонсорская помощь кочевой родовой общине "Улахан Кюель" на сумму 231,5 тыс. рублей. Кочевой школе оказывалась помощь в вывозе детей на вертолете.

            3)ОАО "Нижне-Ленское" занимается разработкой алмазов на территориях четырех улусов. Это национальные Анабарский, Оленёкский, Жиганский улусы и арктический Булунский улус, где все наслеги имеют статус национальных. "Нижне‑Ленское" наладило тесные связи с администрациями всех четырех улусов, со всеми улусами подписаны соглашения о социально‑экономическом сотрудничестве. В информации ОАО "Нижне‑Ленское" хотелось бы выделить весьма ответственную мысль о том, что "соглашения охватывают производственно‑социальную сферу и направлены на восполнение экологического ущерба от использования земель, отведенных под промышленную разработку…". Это весьма дельная мысль. ОАО "Нижне‑Ленское", как и "Алмазы Анабара", уделяет внимание трудоустройству представителей коренного населения Анабарского улуса. Так, в ОАО "Нижне‑Ленское" на разных должностях работают 39 представителей Анабара. "Нижне‑Ленское" ежегодно заключает с кочевыми родовыми общинами и индивидуальными предпринимателями договоры на поставку оленины и свежемороженой рыбы для работников производственных участков.  Общество ежегодно закупает у местных заготовителей оленину и свежемороженую рыбу.

            Какие же выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

            1) Если сравнить "Сахалин‑2" и наши алмазные открытые акционерные компании, то можно сказать, что там и здесь шефская помощь в целом неплохо налажена. "Сахалин‑2" в лице "Сахалин Энерджи" работает напрямую с представителями коренных малочисленных народов Севера. Так легче контролировать справедливость и адресность финансовой помощи народам Севера.

            В Якутии же помощь развита в основном на уровне улусов. Это в целом нормальный, объективный процесс, но не ясно, на какую сумму оказывается адресная финансовая помощь коренным малочисленным народам Севера, за исключением оплаты родовым общинам поставляемых по договорам оленины и рыбы. Об этом нет информации.

            2) Администрации национальных улусов (районов), на наш взгляд, просто обязаны

выделять из полученных от ОАО финансовых средств адресные суммы для решения проблем социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера через районные отделения Ассоциации КМНС или по обязательному согласованию с ними. Только в этом случае картина помощи будет абсолютно четкая, прозрачная. Стоит задача усиления работы в этом направлении.

            3) Вся материально‑финансовая помощь со стороны ОАО должна быть прозрачной.

Важным шагом вперед было бы подписание соглашений напрямую с районными отделениями Ассоциации, помимо соглашений с администрациями улусов (районов). Это стало бы верхом высокой морали, нравственности и справедливости. В этом случае северный этнос и его конкретные физические представители на себе ощутили бы реальность оказываемой помощи. В этом направлении стоит двигаться и ОАО, и народам Севера».

            Также привожу информацию от моих коллег экологов-общественников, которые работали по этим вопросам ранее меня:

21 апреля 2005 г.  был проведен первый республиканский  Круглый стол в г. Якутске «Экологические проблемы золотодобывающей промышленности Республики Саха (Якутия)», в работе которого приняли участие представители республиканских и федеральных природоохранных государственных органов, в том числе Природоохранная прокуратуры, депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), представители «Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) и «Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия). На Круглом столе,  обсудив  доклады, обменявшись мнениями, было решено, что в дальнейшем будет возбужден иск против одной артели в Южной Якутии, а также приостановлено действие лицензий по 4 артелям. Было вынесено решение о проведении Парламентских слушаний Государственным Собранием (Ил-Тумэн) Республики Саха (Якутия) и о внесении и разработке поправок в ряд существующих законов. На этом Круглом столе впервые прозвучало предложение инициировать разработку закона «Об этноэкологической экспертизе», об организации общественного контроля в местах развития золотодобывающей промышленности. Также решили, что возникла острая необходимость в создании Государственной программы по оценке состояния природной среды и здоровья к.м.н.с. 

         Следующий этап совместной работы экологов с представителями объединений кмнс получил развитие в связи с планами прокладки магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по территории республики в 2006 г. В январе 2007 года была создана Коалиция «Наш дом Якутия», в которую вошли различные активисты, представители общественных экологических организаций, Ассоциации эвенков, Русской общины и др., которая начала системную работу по созданию общественного экологического контроля над мегапроектами Южной Якутии.

     В результате того, что все обращения представителей гражданской коалиции «Наш дом – Якутия» не были восприняты подразделениями Транснефти, Правительствами РФ и РС(Я), нами было подано обращение в городской суд по участку №1, Талакан-Ленск с требованием отменить положительное заключение государственной экологической экспертизы по ВС-ТО. Первый суд городской инстанции поддержал исковое требование представителей экологических организаций и кмнс и отменил положительное решение Государственной экологической экспертизы Ростехнадзора. Однако в беспрецедентно короткие сроки это решение было отменено в Верховном суде РС (Я). В дальнейшем мы продолжили добиваться выполнения российского природоохранного законодательства в судебной плоскости по другим участкам ВСТО, но безрезультатно. Все суды, не вдаваясь в подробности дела, не задавая истцам вопросов, отказывали в наших исках.

На тот момент компания-заказчик ОАО АК «Транснефть» отказалась подписывать генеральные соглашения с Ассоциацией коренных малочисленных народов республики, с главами муниципальных образований в местах компактного проживания кмнс, по территориям которых проходит трасса нефтепровода. Но после многочисленных требований по возмещению нанесенного ущерба начали внедрять практику материального обеспечения отдельных родовых общин.

Необходимо было поднимать общую грамотность представителей кмнс в вопросах защиты их экологических и экономических прав. В российском экологическом сообществе есть эксперты практически по всем вопросам, актуальным при взаимодействии общественности с бизнесом и госструктурами.  Мы организовали обучающие семинары в местах компактного проживания кмнс в Южной Якутии. Так в июле 2009 г.  в двух районах Южной Якутии, Алданском и Нерюнгринском были проведены информационно-консультативные  семинары «Возможности  участия населения в принятии решений по реализации крупных инвестиционных проектов». Вели семинар Сергей Герасимович Шапхаев, директор неправительственной экологической организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу (БРО по Байкалу)», кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г. Улан-Удэ) и Валентина Иннокентьевна Дмитриева, кандидат сельскохозяйственных наук по специальности «экология», координатор программ республиканского Центра экологического просвещения «Эйгэ» (г. Якутск). С организационными вопросами помогали наши партнеры – ячейки СОЭМ в Алдане и Нерюнгри. В Нерюнгринском районе семинар прошел в двух населенных пунктах - Нерюнгри и Беркаките, а в соседнем Алданском  районе - в г. Алдан и эвенкийском поселке Хатыстыр. Примечательно, что по завершению семинара состоялась совместная поездка с общиной «Киэн Юрях» вдоль трассы нефтепровода ВС-ТО, проходящей по территории их общины. В команду от нашего Центра вошла директор Е.М. Евсеева, были приглашенные горные инженеры-маркшейдеры, которые должны были проверить наличие несанкционированных карьеров, инспекторы по охране водных и рыбных ресурсов, журналист независимой газеты «Просто Нюрка». Поездка выявила ряд нарушений, о которых затем было доложено в соответствующие структуры госконтроля и надзора. Одним из важных итогов стало то, что компания, наконец-то, оформила как следует откосы для переезда оленеводов через траншею с трубой.

Далее было принято решение ввести в процесс общественного контроля эвенков Олекминского улуса. В июне 2010 г. В.И.Дмитриева провела встречи с населением и семинар для активистов в с. Тяня Олекминского района. На встрече было принято решение учредить общественное объединение «За будущее Тяни», в которое вошли молодые активисты и учительство. Было решено начать общественный контроль за реализацией проекта строительства горно-обогатительного комбината на железо-рудном месторождении «Тарыннахский» на горном водоразделе рек Тяня и Токко. Сейчас это объединение ведет общественный контроль за всеми развертывающимися проектами на территории Олекминского улуса.  В июле 2010 г. была организована встреча с эвенками с. Иенгра, где работает ячейка Сети общественного экологического мониторинга, которая активно продвигала вопрос о собственности на земли традиционного природопользования. В дальнейшем этот  вопрос был решен - Совет депутатов г. Нерюнгри положительно решил вопрос  о землях, принадлежащих национальному МО – с. Иенгра. Благодаря грамотным действиям ячейки СОЭМ было принято решение о прокладке газопровода из Сибири до Приморья через «северный» вариант, тогда как руководство Газпрома склонялось к более дешевому «южному», против которого протестовали эвенки Олемы. В настоящий момент идет активное участие кмнс в процессе проектирования  золоторудного проекта ГРОСС на территории Тянского национального поселения. 



            Современное состояние взаимоотношений промышленных компаний в Якутии с общинами КМНС

  Начиная с 2010 г. по настоящий момент идет инициатива по созданию Фонда содействия традиционному природопользованию кмнс Южной Якутии. Эта работа была инициирована нашими коллегами из Иенгры, Нерюнгри и Хатыстыра, совместно с главами национальных муниципальных образований. Основная миссия Фонда – минимизация негативного воздействия промышленности на природу Южной Якутии и компенсация нанесенного ущерба. Наша организация приняла непосредственное участие в разработке уставных документов. В настоящий момент из-за внутренней неорганизованности участников этого движения развитие Фонда пока не происходит, хотя на разных переговорных площадках о нем было озвучено.


Далее привожу информацию от Департамента по делам народов РС (Я), которая была озвучена на круглом столе в рамках нашего проекта в мае т.г.:

            В целях дальнейшей реализации итогов первой этнологической экспертизы (по Канкунской ГЭС),  а также в целях соблюдения законных интересов КМНС, в декабре 2012 года по инициативе Союза кочевых родовых общин Нерюнгринского района (Лебедев А.З.) в Департаменте по делам  народов РС (Я) состоялись рабочие  совещания с участием представителей ОАО «Южно-Якутский ГЭК», родовых общин Нерюнгинского, Алданского районов по вопросу согласования землеустроительных материалов по размежеванию земельных участков, принадлежащих родовым общинам, предназначенных для последующего осуществления государственного кадастрового учета в отношении территории проектируемого водохранилища Канкунской ГЭС.

            По итогам совещаний при Департаменте по делам народов Республики Саха (Якутия) создан Общественный координационный совет по вопросам взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с ОАО «Южно-Якутский ГЭК», куда вошли представители ОАО «Южно-Якутский ГЭК», родовых общин, Ассоциации коренных малочисленных народов РС (Я), Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия).

            Департаментом ведется мониторинг заключения Соглашений о  взаимодействия с промышленными компаниями. Информация следующая:

- Прямые договоры с артелью ОО «Нирунган» имеют родовые общины «Пуягир», «Чалбан» Нерюнгринского района.

- Подписано соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия),  администрацией Ламынхинского наслега Кобяйского улуса и канадской компанией «Прогноз».

- Ряд муниципальных образований Республики Саха (Якутия) имеют подписанные соглашения о социально-экономическом развитии, взаимном сотрудничестве:

«Оленекский эвенкийский национальный район» с АК «АЛРОСА» (ЗАО) до 2020 года, с ОАО «Нижнеленское» до 2015 года.

«Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» с АК «АЛРОСА» (ЗАО) до 2020 года, с ОАО «Алмазы Анабара» до 2031 года.

Администрация МР «Олекминский район» и муниципальное образование «Тянский национальный наслег» с ООО «Нерюнгри-Металлик».

Администрации Нерюнгринского, Алданского, Мирнинского  районов имеют соглашения практически со всеми крупными компаниями, реализующими свои проекты на территории районов.


            Хотя в 2013 году заявки на проведение этнологической экспертизы от промышленных компаний в Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) не поступали, вместе с тем, в настоящее время ряд промышленных компаний прошли предпроектные  согласования на наличие мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на территориях промышленного освоения.

2012 год



ЗАО «Проектный институт реконструкции и строительству объектов нефти  газа» на территории Мирнинского района;



ОАО «Сахагипрозем» на территориях Алданского, Олекминскогорайонов;



Филиал ФГП «Рослесинфорг» на территории Ленского района;



ЗАО «Роснефтегаз» на территории Мирнинского района;



ООО «Восточно-сибирские магистральные нефтепроводы» на территории Нерюнгринского района;

2013 год



ООО «Аланс» на территориях Мирнинского, Ленского районов;



ООО НПО «ВКТБ» на территории Ленского района;



ООО «Стройпроект» на территории Мирнинского района;



ООО НПК «Северпроект» на территориях Алданского, Олекминского районов;



ООО «Рябиновое» на территории Алданского района;



ОАО «ВНИПИгаздобыча» на территории Ленского, Алданского, Мирнинского, Нерюнгринского районов;



ОАО «ФСК ЕЭС» на территориях Алданского, Олекминского районов



ЗАО «Тюменьнефтегазпроект» на территории Среднеботубинского нефтегазоконденсатного месторождения;



ОАО «Фундаментпроект» на территориях Мирнинского, Ленского районов;



ОАО АК «Якутскэнерго» на территории городского округа г.Якутск



           

- Также в последние годы мне приходилось слышать, что в арктических районах созданы советы по соуправлению. Даже приезжавшие московские коллеги были этому приятно поражены. Но, к сожалению, такая форма работы пока еще не показала свою жизненность. Как я узнала у Терешкиной Ольги, в их Анабарском районе такой совет был, но что-то конкретное по его работе она не смогла сообщить. И сейчас, после смены руководства района после 8 сентября, пока рано говорить о его активном существовании.

- На нашем совместном мероприятии, круглом столе/семинаре в мае т.г. в Якутске один из немногих представителей промышленных компаний, "Корпорация развития Южной Якутии", озвучил предложение с их стороны по созданию координационного органа по соуправлению. Однако за все это время никто из моих коллег не произвел обсуждения, что нам делать с таким предложением, ведь реагировать на него надо, я думаю.

            Также привожу мнение от КРО «Бугат», Нерюнгринский район: «Можно сказать, что нет никаких взаимоотношений! Т.е. они к нам обращаются, когда им что-то нужно, в нашем случае это СОГЛАСОВАНИЯ по промышленным объектам. На этой стадии их много. Они пишут, звонят, они обещают, они общаются с нами. Потом, после получения согласований, они исчезают. И когда нам нужно их найти - это практически невозможно! Начинаются отговорки: "Это не в нашей компетенции! Мы всего лишь проектировщики!" - и это в лучшем случае. А на самом деле кого-либо найти очень трудно. Потому что основной ЗАКАЗЧИК очень далеко...Все остальное - это коммерческая тайна (покрытая мраком - не достучаться!). Получается, допустим «Газпром», нанимает какую-то компанию, та в свою очередь еще, и так до нас доходят 5-я, а то 10-я компания (субподрядчиков - суб, суб, суб - несметное кол-во). Если это промышленный проект с местными промышленниками, то наверное это проще. Вообще лучше было бы, если сами заказчики выходили бы на нас!»

           
Работа организаций КМНС с местными органами власти в направлении оптимизации взаимоотношений промышленных компаний с общинами КМНС

            Информация от Департамента по делам народов РС (Я):

            «Сегодня утвержденная Минрегионом России Методика не может быть инструментом оценки социальных и культурных последствий промышленного освоения. Методика носит рекомендательных характер и многие  промышленные компании в России не считают для себя обязательным примене­ние этой Методики, пока она не будет утверждена Правительством Российской Федерации.

            По итогам ее апробации и на основе анализа поступивших предложений в 2013 году Минрегион России должен завершить проработку Методики. И сегодня остается неясным, будет ли Методика носить обязательный характер для ее применения, и если да, то когда этого можно ожидать.

            В соответствии с законом республики «Об этнологической экспертизе…» применение Методики носит обязательный характер. Благодаря применению данной Методики компенсацию за строительство электролинии до Эльгинского месторождения получили родовые общины «Бута», «Лось» Нерюнгринского района.

            Сегодня в целях совершенствования нормативной базы необходимо инициировать  разработку на федеральном уровне Методики, которая бы учитывала не только хозяйственные последствия, но и по­следствия связанные с воздействием на социальную, демографическую, языко­вую, культурную ситуацию в малочисленных этнических группах, оказывае­мые строитель­ством и эксплуатацией промышленных объектов.

            По территориям ТПП.
Федеральный закон от 7 мая 2001 года №49-ФЗ «О территориях традицион­ного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» также указывает на необходимость учета последствий промышленного развития на народы Севера и соответствую­щих компенсаций: «...в случае изъятия земельных участков и других обособ­ленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий тра­диционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд, лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочислен­ных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие при­родные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием».


            Правительство Российской Федерации, в чьи полномочия входит образование территорий традиционного природопользования и утверждение их границ не создало за 12 лет ни одной территории традиционного природопользования.

            На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) создана достаточная правовая база для образования территорий традиционного природопользования регионального, местного значений. В целях совершенствования республиканского законодательства Департаментом по делам народов РС (Я) в 2013-2014 годах запланировано внесение изменений в действующее законодательство в части определения уполномоченного органа за ведением реестра территорий традиционного природопользования.

            Мнение от КРО «Бугат», Нерюнгринский район: « Тут мы тоже сами по себе... У нас все приезжие, т.е. начальство. Ну и потом это ведь поступления в бюджет и с этим не поспоришь! Что-то получается, когда начинаешь воевать, просить, говорить и требовать! И никто не хочет считаться с тем, что мы тут были далеко до них (наши деды и отцы), потом только построили город, а потом еще пришла промышленность. Район промышленный, т.е. "ворон ворону глаз не выклюет!"



Предложения организаций КМНС по продолжению этой работы

            Мнение от КРО «Бугат», Нерюнгринский район: «Не все так плохо, просто и промышленники еще тоже сами толком не знают и просто нас избегают. Вот, не знают мирового опыта взаимодействия промышленников, власти и КМНС. Например, в Америки законы все на стороне КМНС и они исполняются! А у нас законы есть, но они не действуют. На один хороший закон есть несколько таких, что у хорошего закона смысл весь теряется. Неплохой опыт взаимоотношений власти, промышленности и КМНС сложился на Ямале. Думаю, и у них проблем много, но со стороны все очень даже не плохо! Надо им у них поучиться! – промышленникам».



Местные публикации, выступления и другие материалы по теме проекта:

24.03.2013 – «Егор Борисов: у коренных народов должен быть свой театр и политически малочисленные народы Якутии должны быть представлены более широко» (с сайта www.raipon.info)

25.03.2013 – «Как жить оленеводу с оленями, но без земли?» (с сайта  www.raipon.info)

26.04.2013 – «В Якутске состоялся Координационный совет Ассоциации коренных народов Севера Якутии» (с сайта  www.raipon.info)

30.04.2013 – «Общественность Якутии обсудила законопроект об Уполномоченном по правам КМНС РС (Я) (с сайта  www.raipon.info)

05.06.2013 – «В Якутии обсудили опыт взаимодействия органов власти, промышленных компаний и коренных народов» (с сайта www.batanifund.org) - проект



Картографические материалы – распределение КМНС и их общин по территории проекта, территории крупных промышленных проектов и прочее



Карта месторождений полезных ископаемых в рамках «Схемы развития транспорта и промышленности по 2020 г.».

Карта Проекта развития Южной Якутии по 2020 г.

Карта общин кмнс Алданского района.

Карта расположения объектов месторождения Гросс, Олекминский район.




Евсеева Е.М.,

региональный координатор
Центр экологического просвещения Республики Саха (Якутия) «Эйгэ»

Read more

Камчатский край. Итоговый отчет

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
проект UDF-RUS-10-398
«Поддержка участия коренных малочисленных народов Севера
в демократических процессах в Российской Федерации»
Камчатский край



Пожалуй, не один регион планеты не имеет такого потенциала природных ресурсов на одного жителя, как Камчатка. В частности, Камчатский полуостров является богатейшей минерально-сырьевой провинцией России.

Минерально-сырьевая база Камчатского края характеризуется большим разнообразием полезных ископаемых: рудное и россыпное золото, серебро, никель, медь, платина, олово, свинец, цинк, уголь, нефть, газ, геотермальные, минеральные,  пресные воды, нерудные полезные ископаемые - перлиты, цеолиты, пемзы, гравий, ПГС, глины и т.д.

Наиболее значительными для социально-экономического развития края являются месторождения топливно-энергетического комплекса, месторождения золота и серебра, меди и никеля, перлитов и цеолитов, термальных минеральных и пресных вод.

За отчетный период АНО Информационным центром «Лач» был проведен мониторинг крупных промышленных проектов на территории Камчатского края и их влиянию на жизнь коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, а также информирование коренных народов через еженедельную Информационную рассылку «Лач».

Активное освоение минерально-сырьевых ресурсов северных территорий остается одним из приоритетов экономической политики России в новом столетии, основой ее могущества и энергетического потенциала.

Горнорудная промышленность - молодая отрасль экономики Камчатки. Старт ей положен пуском в эксплуатацию двух предприятий с мощностью по руде до 200 тыс. т. каждое - Агинского золоторудного и Шанучского медно-никелевого в 2006 году, в бассейне одной из ценнейших нерестовых рек – Ичи, в Быстринском районе – месте компактного проживания эвенов Камчатки.

Горнорудная промышленность, и прежде всего золоторудная - единственное направление освоения минерально-сырьевой базы на полуострове, которое привлекательно в настоящее время для инвесторов, в силу относительно высокого качества руд. Месторождения локализованы преимущественно в приводораздельной зоне хребтов, в верховьях лососевых рек.

В столь сложных природных условиях создаются экологически опасные производства, включающие извлечение руд, их обогащение с применением высокотоксичных реагентов (гипохлорит кальция, цианид натрия), захоронение большого объема (миллионы тонн) отходов цианирования. Особую опасность представляют хранилища отходов цианирования (хвостохранилища) поскольку представляют собой техногенные геохимические аномалии, сравнительно легко (применительно к хранилищам овражного типа) разрушаемые природными процессами, прежде всего, подземными и поверхностными водами. Следствие - техногенное воздействие на водные объекты, выражающееся в заиливании нерестилищ лососевых, загрязнение природных вод токсичными компонентами, прежде всего, тяжелыми металлами. Что приводит к ухудшению условий обитания водной биоты, в т.ч. нереста и нагула лососевых. Методов надежного захоронения отходов на достаточно длительный срок, в хранилищах этого типа, на сегодняшний день нет.


Но северные территории – это не только и не столько кладовая ресурсов, это, прежде всего родной дом и территория жизни, экономического и культурного благополучия коренных народов и тех, кто исторически проживает с ними в суровых климатических условиях.

Северная природа сурова и уязвима одновременно. Любые техногенные и природные катаклизмы будут иметь катастрофические последствия для коренного и местного населения. Поэтому необходима продуманная и взвешенная политическая, экономическая и экологическая политика развития этих территорий с элементами консервации и использования передовых технологий.

Камчатский край – историческое место проживания коренных малочисленных народов Севера. На Камчатке проживает около 15 тыс. коренных малочисленных народ Севера, которые сохраняют традиции своих предков.

Коренные народы понимают, что промышленное развитие является основой экономики и благополучия региона, именно поэтому необходимо минимизировать противоречия между промышленным освоением и традиционным образом жизни коренных народов.

При решении вопроса о признании прав коренного населения на земли, территории и природные ресурсы ключевым является Принципсвободногоиосознанногосогласия коренных народов.

Принцип СПОС является таким эффективным инструментов переговоров, который позволяет сбалансировать интересы государства, бизнеса и коренных народов на основе взаимного уважения, открытости, партнерства и справедливого распределения доходов, необходимого для местного развития и серьезного вклада в развитие человеческого арктического потенциала.

В 2011 году в докладе РФ, (документе E/c.19/2011/13), представленном в Постоянный Форум, отмечено, что в Российской Федерации принцип СПОС обязателен и соблюдается промышленными компаниями.

Российская Федерация сообщила, что до начала использования земель и эксплуатации ресурсов, которые влияют на условия жизни коренных народов, компании должны получить свободное, предварительное и осознанное согласие соответствующих коренных народов. Коренные народы имеют право на равноправное участие в переговорах через свои представительские структуры, с тем чтобы на равной основе пользоваться соответствующими выгодами. В случае необходимости им должно быть обеспечено юридическое представительство, с тем, чтобы не допустить нарушения их прав в результате незаконного поведения компаний.

Общее понимание принципа свободного, предварительного и осознанного согласия заключается в том, что согласие должно даваться свободно, без принуждения, запугивания и манипулирования (свободное); спрашиваться достаточно заблаговременно, до...

Свободное  заблаговременное и осознанное согласие  коренных народов – это не разовое мероприятие, а постоянный процесс переговоров и выработки соглашений.

Это серьезная заявка на будущее, то мы полностью приветствуем стремление России.

12 декабря 2011 года в г. Петропавловске-Камчатском состоялся круглый стол «Экологическая и социальная ответственность горнорудных компаний Камчатского края: проблемы отрасли и вовлечение общественности» для представителей коренных малочисленных народов Камчатского края.

Пожалуй, впервые встретились лицом к лицу общественность полуострова и представители горнорудных компаний: НКО «Горнопромышленная Ассоциация», ООО «Интерминералс Менеджмент», ЗАО «Тревожное зарево», ЗАО «Корякгеолдобыча». Именно в этом и состояла необычность мероприятия. В работе круглого стола также приняли участие представители Росприроднадзора и начальник отдела экологической безопасности и государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края Полетаева Алевтина Андреевна, сотрудники природного парка «Вулканы Камчатки» и волонтеры Быстринского природного парка. 

К проведению семинара были привлечены опытные экологи и юристы, которые, по отзывам слушателей, просто и интересно рассказали о достаточно непростой социально-экологической ответственности для сохранения уязвимых экосистем на примере лососевых экосистем Тихоокеанского региона, сделали обзоры успешного опыта применения наилучших технологий и существующих проблем, связанных с развитием недропользования в Камчатском крае.

Особое место было уделено изучению механизмов защиты прав на благоприятную окружающую среду через вовлечение общественности в процесс принятия решений, касающихся реализации добывающих производств: методика анализа ОВОС, общественные экологические слушания, обмен опытом правоприменительной практики.

Участники мероприятия обсудили механизмы участия местного населения в мониторинге природной среды, обменялись опытом по изучению и проведению экологического мониторинга, использование новых технологий, развитие сотрудничества между НПО и добывающими компаниями и выработать практические шаги по развитию экологической и социальной ответственности горнодобывающих компаний.

13 декабря состоялся практический тренинг-семинар "Оценка разделов ОВОС, составленных для проектов горных работ", "Общественное участие: теория и практика взаимодействия заинтересованных сторон в развитии местного сообщества". Участники мероприятия обсудили формы и методы участия в общественных обсуждениях, необходимость налаживания конструктивных отношений с инвестором проекта на самых ранних стадиях его подготовки. Внимание и активное участие в обсуждении проекта со стороны местного сообщества (органов местной власти, депутатов, общественности) повышает ответственность инвестора при разработке и принятии проектных решений, помогает минимизировать экологические и социальные риски. В ходе семинара участники в рабочих группах приняли участие в подготовке к общественным обсуждениям, в определении общей позиции в преимуществах проекта и наибольших рисков. Главным выводом практического задания стало то, что к общественным обсуждениям нужно готовиться и необходимо самим инициировать с органами местного самоуправления процедуру общественных обсуждений проекта, и слушаний в том числе. 


22-23 марта в городе Петропавловске-Камчатском завершил работу II Съезд коренных малочисленных народов Севера Камчатского края. В работе Съезда приняло участие 44 делегата: 10 коряков, 11 ительменов, 9 камчадалов, 6 эвенов, 5 чукчей, 2 алеутов, 1 олюторец. Съезд прошел под девизом: «В будущее, сохраняя традиции».

В рамках работы Съезда также состоялась работа 3 секций, одна из которых - по сохранению исконной среды обитания и учета мнения коренных малочисленных народов Севера при освоении территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Каждая секция выработала соответствующие рекомендации, которые стали приложением к проекту.

Работа секции была очень продуктивной. Были разработаны рекомендации Правительству Российской Федерации, Правительству Камчатского края, Законодательному Собранию Камчатского края, Законодательному собранию и депутатским корпусам муниципальных районов, Нефтяным, газовым и горнорудным компаниям Камчатского края, Общественным организациям коренных малочисленных народов Камчатского края.

А также Региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Камчатского края», общественным организациям и объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае было рекомендовано:

·                 Активно распространять информацию об идущих и планируемых проектах промышленного освоения природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Камчатского края, принимать участие в общественных слушаниях по каждому планируемому проекту.

·                 Инициировать работу по созданию кадастров объектов культурного и природного наследия, сбору информации о священных местах коренных народов Камчатки;

·                
Направить проект соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области охраны окружающей среды Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю.

·                 Направить проект соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области охраны окружающей среды Некоммерческой организации «Горнопромышленная ассоциация Камчатки».

·                 Создать рабочую группу по выработке предложений в схему территориального планирования Камчатского края.

На сегодня:

Ассоциация КМНС Камчатского края подготовила и направила в рабочую группу  по совершенствованию законодательства предложения о порядке возмещения убытков и применения утвержденной Минрегионом  Методике.

Ассоциация подготовила и подписала Соглашение о взаимодействии Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Камчатскому краю и Камчатской краевой Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера.

Ассоциация обратилась в Правительство КК за помощью для внесения дополнений в схему территориального планирования Камчатского края.

Камчатская Ассоциация КМНС подготовила предложения о порядке возмещения убытков.

Ассоциация КМНС Камчатского края подготовила и направила в рабочую группу  по совершенствованию законодательства предложения о порядке возмещения убытков и применения утвержденной Минрегионом  Методике. 

Коренные малочисленные народы Севера и их объединения в соответствии с ФЗ «О гарантиях прав КМН в РФ» имеют право на возмещение убытков в результате нанесения ущерба исконной среде обитания. Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2009 г. утверждена методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям КМНСС ДВ РФ в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.

В законе отсутствует механизм реализации этого права, нет и порядка применения Методики, что позволяет компаниям, осуществляющим промышленное освоение земель, игнорировать право коренных малочисленных народов на возмещении причиненных им убытков.

Предложения Ассоциации КМНС Камчатского края содержат определение субъектного состава лиц, имеющих право на возмещение убытков в результате нанесения ущерба исконной среде обитания. К ним должны быть отнесены не только объединения коренных малочисленных народов, но и лица, относящиеся и не относящиеся к коренным малочисленным народам, родившиеся или проживающие не менее 20 лет в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, являющиеся пользователями земель и других природных ресурсов. Предприятия могут осуществлять промышленное освоение при условии включения расчета убытков в результате своей деятельности в проектно-техническую документацию и заключения соглашений с коренными народами -  пользователями  земель и других природных ресурсов о возмещении данных убытков. При изъятии, предоставлении земель и других природных ресурсов, лица, в пользу которых принимается такие решения, также должны предоставлять расчеты убытков  и заключать договора с коренными народами -  пользователями  земель и других природных ресурсов о возмещении причиненных убытков. Предусмотрен порядок возмещения убытков при причиненных в результате самовольного занятия, ухудшения качества земель и других природных ресурсов (ущерба исконной среде обитания).


16 мая 2012 года, в краевой библиотеке им. Степана Крашенинникова состоялся Круглый стол «Коренные малочисленные народы Камчатки и промышленные компании: продвижение лучших практик сотрудничества».

Активное освоение минерально-сырьевых ресурсов северных территорий остается одним из приоритетов экономической политики России в новом столетии, основой ее могущества и энергетического потенциала.

Но северные территории – это не только и не столько кладовая ресурсов, это, прежде всего родной дом и территория жизни, экономического и культурного благополучия коренных народов и тех, кто исторически проживает с ними в суровых климатических условиях.

Камчатский край – историческое место проживания коренных малочисленных народов Севера. На Камчатке проживает около 15 тыс. коренных малочисленных народ Севера, которые сохраняют традиции своих предков.

Коренные народы понимают, что промышленное развитие является основой экономики и благополучия региона, именно поэтому необходимо минимизировать противоречия между промышленным освоением и традиционным образом жизни коренных народов, добиться большего понимания, открытости и прозрачности в данном вопросе.

Именно эти вопросы стали основными на Круглом столе.

Организаторами круглого стола стали Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Центр содействия коренным малочисленным народам Севера, Сибири и ДВ РФ, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Камчатского края, Этно-экологический Информационный центр «Лач» при поддержке Фонда Организации объединенных наций по демократии.

Открыл Круглый стол первый вице-президент Ассоциации КМНСС ДВ РФ Родион Суляндзига. С приветствиями выступили 1-й зам. Председателя Законодательного собрания Камчатского края Лев Бойцов, президент Ассоциации КМНС Камчатского края Татьяна Романова и представитель Фонда ООН по развитию демократии Анника Савилл.

На данном мероприятии был представлен успешный международный и российский опыт работы промышленных компаний и коренных народов. Родион Суляндзига рассказал о стратегии работы Ассоциации КМНСС ДВ РФ с промышленными компаниями и о международном опыте. С большим интересом участники мероприятия познакомились с опытом взаимодействия бизнеса с коренными народами Сахалина, о котором рассказала руководитель группы по работе с коренными народами Управления по связям с общественностью «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» Юлия Завьялова.

Большой интерес вызвал доклад Олега Михалева о «Методика оценки размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ» и практике ее внедрения.

О практике взаимодействия коренных народов Камчатки с горнорудными компаниями рассказали руководитель НКО «Горнопромышленная Ассоциация Камчатки» Орлов Александр и зам. Генерального директора ЗАО «Корякгеолдобыча»  Засухин Сергей Федорович.


18 мая 2012 года в селе Эссо состоялись общественные слушания по материалам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности проекта освоения месторождения «Золотое» и строительства технологического проезда 63 км по маршруту Мильково - Агинский ГОК - месторождение «Кунгурцевское» в Быстринском районе Камчатского края.

Информация о проведении общественных слушаний была опубликована в «Российской газете», газете «Камчатский край» от 18 апреля и в районной газете «Новая жизнь» № 16 (6014) от 14 апреля. Об этом сообщили организаторы слушаний. Информация содержала сведения о намечаемой деятельности, сроки проведения ОВОС, месте и сроках размещения предварительного варианта материалов ОВОС, сроках, месте и времени проведения слушаний. В районной библиотеке, помимо материалов ОВОС, был представлен журнал регистрации обращений общественности. В журнале регистрации предложений замечаний общественности не зарегистрировано.

В своем кратком выступлении Министр природных ресурсов и экологии Камчатского края А.А.Семиколенных сообщил, что уже приняты Постановления до 2025 года по добыче золота на полуострове, что месторождение «Золотое» прошло все процедуры и получило лицензии. Директор по связям с общественностью и по работе с госорганами ООО «Интерминералс Менеджмент» Ю.А.Гаращенко, представитель заказчика намечаемой деятельности, представил разработчиков проекта и рассказал о деятельности компании: где и в каких местах работают, озвучил проценты отчисления компании в бюджеты различных уровней за негативное воздействие на окружающую среду. Представитель генеральной проектной организации ФГУП «ГИПРОЦВЕТМЕТ» главный инженер М.А.Шадрин доложил об основных проектных решениях по освоению данного месторождения. От представителей разработчика материалов ОВОС ЗАО «ГК ШАНЭКО» главный инженер проекта Т.С.Кузнецова подготовила презентацию по оценке воздействия на окружающую среду, которое может быть оказано в результате реализации намечаемой деятельности. Из доклада можно сделать выводы, что на территории намечаемой деятельности ландшафт ничем не примечателен, «краснокнижные»  растения не произрастают, птицы и звери не обитают, но в небольших ручьях обитает голец, причем двух видов. Председатель общественной организации «Экология Камчатки» Р.Г.Пашкевич выступил с докладом по фоновым оценкам окружающей среды в районе намечаемой деятельности.

Затем жители Быстринского района задавали вопросы. В большей степени их интересовал вопрос расширения Агинского хвостохранилища, т.к. с «Кунгурцевского» месторождения руда будет вывозиться на «Агинское», на что был дан ответ, что в течение года до запуска «Золотого» будет проводиться дополнительная   реконструкция хвостохранилища.

Ю.А.Гаращенко подводя итоги обсуждения подчеркнул, что компании готовы сотрудничать со всеми по сохранению экологии с условием, что исследования надо проводить совместно с представителями компаний.


В сентябре стало известно о том, что компания Газфлот, дочернее предприятие Газпрома, начала бурить скважину «Перовоочередная», имея отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.

Газфлот письменно уведомил WWF о том, что бурение скважины «Первоочередная» идет строго в соответствии с законом. При этом Камчатская прокуратура сообщает Фонду о многочисленных нарушениях компании. Дело рассматривает суд. WWF получил письменные ответы на запросы, направленные в ООО «Газфлот» и Генеральную Прокуратуру РФ.

В своем письменном ответе компания-оператор буровых работ сообщает о том, что бурение на шельфе Западной Камчатки ведется в строгом соответствии с природоохранным законодательством. Газфлот ссылается на положительное заключение повторной государственной экологической экспертизы, полученное 20 октября 2011 г. - после двух месяцев незаконных работ. По мнению экологов, повторное заключение госэкспертизы было выдано с нарушением закона. Представители экологических организаций намерены оспаривать его в Прокуратуре.

Несколько позднее WWF получил ответ на запрос в Прокуратуру. В частности, в документе сообщается о проведении многочисленных проверок и выявлении целого ряда нарушений законодательства об экологической экспертизе и положений Водного Кодекса РФ. Прокуратура подтверждает, что работы по бурению начались задолго до получения какого-либо заключения государственной экологической экспертизы – 3 сентября 2011 года.

«Вопреки требованиям ст. 11 Водного кодекса РФ, ООО «Газфлот» и ОАО «Арктикморнефтенегазразведка» не имеют разрешительных документов на использование акватории водного объекта (части Охотского моря), - говорится в письме Прокуратуры Камчатского края.Только 25 октября Газфлот предоставил в соответствующие инстанции документы для получения разрешения на пользование водными ресурсами.

Компания «Газфлот» и исполнитель буровых работ «Арктикморнефтегазразведка» привлечены к административной ответственности.Таким образом, в течение 2,5 месяцев бурение разведочной скважины ведется с нарушением требований водного законодательства и Федеральных законов «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и «Об экологической экспертизе».

«Полученный на прошлой неделе ответ Прокуратуры убедительно доказывает правоту экологических организаций: на протяжении длительного периода работы на лицензионном участке Газпрома выполнялись с нарушением закона, – сказал Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России, - Мы надеемся, что судебные инстанции вынесут справедливый вердикт, а всемирно известная корпорация извлечет уроки и кардинально реформирует свою экологическую политику».

Сегодня система менеджмента Газпрома допускает применение двойных стандартов, о чем свидетельствует безупречная реализация международного проекта «NordStream» и нарушение законов при ведении проектов внутри страны.


Правительство РФ оформило передачу "Роснефти" участков недр Магадан-1, Магадан-2, Магадан-3, Лисянского и Кашеваровского на шельфе Охотского моря, соответствующее распоряжение размещено во вторник в банке данных федеральных нормативных и распорядительных документов.

В ноябре министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило и внесло в правительство проект распоряжения о включении участков недр Магадан-1, Магадан-2, Магадан-3, Лисянский и Кашеваровский на шельфе Охотского моря в перечень участков недр федерального значения и передаче их ОАО "НК "Роснефть". Право пользования этими участками недр с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья будет предоставлено по совмещенной лицензии.

Согласно распоряжению правительства РФ, права пользования участками недр федерального значения осуществляются без проведения конкурсов и аукционов.

Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов в марте сообщал, что компания обсуждает возможность совместной разработки блоков Магадан-1, 2 и 3 на шельфе с китайскими и японскими компаниями. Он отмечал, что интерес к проекту проявили CNPC (China National Petroleum Corp) и Sinopec, но отсутствие лицензии не позволяет провести переговоры с инвесторами.

Глава Роснедр Анатолий Ледовских в интервью агентству "Прайм" в июне сообщал, что "Роснефть" подала заявки на получение лицензий на 31 участок недр, подавляющее большинство из которых расположено на шельфе. Роснедра планировали выдать их до сентября. Глава ведомства не называл всего перечня участков, но говорил, что среди них были Магадан-1, Магадан-2 и Магадан-3.

Участки недр Магадан-1, 2 и 3, Лисянский и Кашеваровский содержат прогнозные ресурсы нефти и газа категории Д2, промышленная нефтегазоносность не доказана. Запасы углеводородного сырья этих участков на государственном балансе не числятся.

Прогнозные ресурсы нефти участка Магадан-1 составляют 346,5 миллиона тонн (геологические) и 103,9 миллиона тонн (извлекаемые); газа - 338,2 миллиарда кубометров.

На участке Магадан-2 геологические ресурсы нефти насчитывают 263 миллиона тонн, извлекаемые - 78,9 миллиона тонн. Ресурсы газа составляют 261,2 миллиарда кубометров.

Участок Магадан-3 содержит ресурсы нефти в объеме 103,5 миллиона тонн (геологические) и 31 миллиона тонн (извлекаемые); газа - 105,5 миллиарда кубометров.

На Лисянском участке сконцентрировано 473,1 миллиона тонн геологических ресурсов нефти и 141,9 миллиона тонн извлекаемых; газа - 473,7 миллиарда кубометров.

Ресурсы нефти на Кашеваровском участке составляют 289 миллиона тонн (геологические) и 86,6 миллиона тонн (извлекаемые); газа - 313 миллиардов кубометров.



10 сентября 2012 года состоялись публичные слушания по вопросу организации строительства опытно – промышленного производства по добыче и переработке золотосодержащей руды 250 тыс. т/год на Озерновском золоторудном месторождении в Карагинском районе Камчатского края. 

К сожалению, о слушаниях стало известно за 2 дня до слушаний из-за отпусков руководителей районной Ассоциации КМНС. Информация о слушаниях была размещена на сайте Администрации Карагинского района и на информационном стенде в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Карагинская межпоселенческая централизованная библиотечная система». Публичные слушания прошли тихо и спокойно. Народ не был готов к обсуждению этого проекта. Необходимы обучающие семинары на местах по подготовке к общественным слушаниям.

Геологоразведочные работы (ГРР) на Озерновском рудном поле ведет ОАО «СиГМА» (Лицензия № 4170/ПЛН 13245 БР, зарегистрированная 22.07.2005 г.). 

На момент получения лицензии в пределах рудного поля выявлены 60 рудоносных зон и жил, которые сосредоточены в пределах перспективных участков – БАМ, Хомут, Промежуточный, Каюрковский и Прометей. В наиболее изученной части Лицензионного участка – зоне БАМ были подсчитаны запасы золотосодержащих руд по категории С2 в количестве: руды 980 тыс. т, золота 16024 кг, серебра 7.2 т при среднем содержании золота 16.6 г/т и серебра 7.0 г/т. Прогнозные ресурсы Озерновского рудного поля по состоянию на 01.01.2003 были приняты в следующих количествах: Р1 – золота 44066 кг, серебра – 42.7 т; Р2 – золота 20167 кг, серебра – 18.4 т.

На сайте ОАО «СиГМА» сообщается о том, что по итогам работ, проведённых с момента получения лицензии в 2005 году до января 2012 года, была выполнена оценка месторождения Озерновское в соответствии с международным стандартом NI43-101 на основании кернового, до глубины 300 м и бороздового опробования по поверхностным горным выработкам.

Предварительные оценки показывают, что зоны БАМ и Хомут названного месторождения содержат ресурсы по категориям исчисленные (Indicated) и предполагаемые (Inferred) по международной классификации NI 43-101 (для составления отчетов по результатам ГРР, минеральных ресурсов и рудных запасов) в количестве 47.8 миллионов тонн руды, со средним содержанием золота 1.97 г/т, при бортовом содержании 0.6 г/т что составляет 3.028 миллионов унций (94.2 тонны) золота.

С 26 по 30 сентября 2012 года руководитель АНО ЭЭ ИЦ «Лач» Запороцкая Н.Н. приняла участие в 15-й ежегодной встрече Сосновской экологической коалиции. Организаторами ее является Тихоокеанский центр защиты окружающей среды и природных ресурсов.

Особое внимание в программе мероприятий заняли анализ успехов и неудач экологического движения Сибири и Дальнего Востока РФ, состояние общественного движения, формирующиеся тенденции, примеры успешных проектов, знакомство с новыми технологиями, последними изменениями и новинками законодательства, наработанными практиками по решению экологических проблем.

На обсуждение были вынесены следующие важные темы: лес, лесные пожары, ООПТ, горнорудные проекты, нефть и газ, энергетика, реки и ГЭС, коренные народы, Охотское море, Байкал и другие. Запороцкая Н.Н. приняла участие в работе секций: коренные народы, горнорудные проекты, Охотское море, ООПТ. На секции «Горнорудные проекты» состоялась презентация ситуации в Камчатском крае Запороцкой Н.Н. и Михайловой Т.Р. (Камчатская Лига независимых экспертов). Итоговые документы сейчас на стадии доработки.

Также следует отметить, что сейчас идет реализация Рекомендаций II съезда КМНС Камчатского края. ИЦ «Лач» организовал дистанционное обсуждение Соглашения между Ассоциацией КМНС Камчатского края и Росприроднадзором. О проекте Соглашения было также доложено на заседании Президиума Ассоциации КМНС Камчатского края 17 октября 2012 года. Президиум решил в течение месяца внести в проект все предложения коренных народов Камчатки и через месяц отправить на согласование в Росприроднадзор. Также ИЦ «Лач» было предложено на Президиуме внести в проект соглашения третью сторону в лице ИЦ «Лач». Принципиальных возражений членов Президиума КМНС края не было и третья сторона включена в проект соглашения.

Положительным результатом мероприятий нынешнего года является и то, что Министерство природных ресурсов Правительства Камчатского края сделало предложение Ассоциации КМНС Камчатского края включить своего представителя в состав рабочей группы при Министерстве по ООПТ Камчатского края. По решению Ассоциации КМНС КК членом данной рабочей группы стал член Президиума КМНС КК, директор АНО ЭЭ ИЦ «Лач» Запороцкая Н.Н.



Запороцкая Н.Н.,
директор АНО ЭЭ ИЦ «Лач»



Read more

В югорской рыбе обнаружены нефтепродукты

Нерестовые косяки муксуна были обследованы специалистами «СибрыбНИИпроекта», и результаты оказались неутешительными — икра и внутренние органы рыб содержали нефтепродукты. Как следствие влияния вредных факторов учёные выявили позднее физиологическое созревание особей.
 
 
 
Яндекс.Метрика