ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Июнь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Что сулит народам Севера закон о нематериальном этнокультурном наследии

После 7 лет обсуждений принят Федеральный закон о нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации.

Цели у закона благие: «создание правовых и организационных основ для обеспечения культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации и сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Настоящий Федеральный закон направлен на реализацию конституционного права каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия»[i].1

В понятийном аппарате закона «нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации разъясняется через… нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации как совокупность присущих этническим общностям Российской Федерации духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения». Зачем эта игра слов «достояние Российской Федерации» и «наследие народов»?

После перечня объектовнематериального этнокультурного достояния в ст. 5:

«1) устное творчество, устные традиции и формы их выражения на русском языке, языках и диалектах народов Российской Федерации;
2) формы традиционного исполнительского искусства (словесного, вокального, инструментального, хореографического);

3) традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры;

4) знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определенной территории;

5) иные объекты нематериального этнокультурного достояния»

возникает ощущение, что объектам «достояния» чего-то не хватает.

Не хватает им места наземле предков! Ведь не могут «обряды, празднества, обычаи, знания, технологии, навыки и формы их представления, связанные с укладами жизни и традиционными ремеслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения.. существующих на определенной территории» существовать без земли предков, той же определенной территории, упомянутой в ст. 5.

Всем им нужно место действия, и лучше когда это место освящено историей, пусть и новейшей, для народа или локальной этнической группы.

В
Статье 3 № 73-ФЗ. Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации выделен особый вид объектов культурного наследия: «достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места»[ii]
(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ ).
 

Почему схожие по смыслу и содержанию объекты культурного наследия народов в №73-ФЗ соединены с землей , с местами их возникновения и бытования, а в новом законе нематериальное этнокультурное достояние полностью оторвано от земли? Почему в новом законе не нашлось места для определения роли традиционных знаний, связанных с освоением этнокультурного ландшафта,   с достопримечательными местами, связанными с историей формирования народов, ни с местами возникновения и бытования народных промыслов.

Ответ «потому что это «наследие нематериальное» не убедителен! На протяжении последнего столетия российская история и этнография наблюдала, как в случае вынужденной миграции из закрытых сел, в новых поселениях и вокруг них возникали освященные воссозданной традицией места возрождения традиционной культуры и духовного объединения локальных этнических общностей.

Начиная со статьи 6 новый закон посвящен описанию бюрократической процедуры ведения реестра объектов нематериального этнокультурного достояния и его носителей, копирующего похожую процедуру, содержащуюся в № 73-ФЗ об объектах культурного наследия.

Работникам культуры хорошо известно, что создание реестров объектов культурного наследия на всех уровнях движется очень медленно из-за недостатка средств и специалистов у учреждений культуры. Что не способствует сохранению этих объектов.

Сможет ли Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии РФ», способствовать сохранению и развитию «культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации и сохранения этнокультурного и языкового многообразия» - большой вопрос. Но есть опасность, что отсутствии в законе гарантий бюджетного финансирования, имущественной независимости самодеятельных коллективов, а также законодательно установленных охранных функций для объектов аутентичной народной культуры от пиратского использования её образцов и их извращения в коммерческих целях, новый закон, скорее всего, может поспособствовать пагубной эксплуатации и скорейшему разрушению истинного этнокультурного достояния малочисленных этнических общностей.


Ольга Мурашко, этнограф






 
 
Яндекс.Метрика