ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Октябрь 2021 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Коча-кан

kumd1Традиционный праздник плодородия отметили 10 октября бийские кумандинцы, прошел он по адресу Динамовская, 4, где находится Центр кумандинской культуры. Коча-кан – так называется этот праздник – один из примеров того, как идет процесс восстановления и сохранения древних традиций коренного малочисленного народа.












 


Вернуться к истокам

Колоритные наряды и украшения, очищающий огонь можжевельника, трепещущие на ветру разноцветные ленты (подарки духам), напевы на красивом старинном языке – и, конечно, слова, наполняющие событие смыслом и силой. Подношения духам – талкан, топленое масло, молоко и пресный хлеб – участники праздника делают со словами благопожеланий: своему народу, всем жителям мира. Стоя в общем кругу и передавая друг другу пиалу с аракой, люди вновь произносят пожелания и брызгают напиток на землю, угощая духов.

«Счастья всем и здоровья!»

«Пусть закончится уже эта пандемия…»

«Хочу пожелать, чтобы наши традиции сохранялись, передавались молодежи!»

Кто-то произносит пожелание, чтобы молодые кумандинцы строили семьи внутри своего народа, сохраняя его, на что тут же прилетает ответ: «Сердцу не прикажешь!», и люди в кругу смеются – так и есть! На самом деле, для представителей коренного народа, живущих где-то изолированно, в отдаленном селе, проблема ассимиляции стоит не так остро, бийские же кумандинцы часто строят семьи с русскими. Сплетение культур неизбежно, и такие праздники – хороший повод вернуться к истокам, вспомнить родную речь, передать традиции детям.

«Коча-кан – древний обрядовый праздник, который наши предки всегда отмечали после сбора урожая, – рассказывает председатель краевой общественной организации «Объединение кумандинцев Алтая» Виталий Тебереков. – Люди собирались аилами, семьями, родами и вместе праздновали. Мы проводим Коча-кан ежегодно, однако у нас был пробел по духовной части. Для того, чтобы его закрыть, в этом году мы пригласили братьев из Кемеровской области – телеутов, которые возобновили эту традицию. Все мы тюрки, один народ, живущий в границах своего Алтая, мы на одном языке разговариваем, и традиции у нас практически общие.

Сегодня с нашими братьями мы возобновили обряд приношения духам, очень красивый и зрелищный. Для праздника создали пирамиду – тагыл, это символ пяти духов: Огня, Неба, Воздуха, Воды, и общий дух Тенгри – дух Пространства. Каждому духу повязали определенный цвет ялама, так называются полоски ткани, которые используют для этого обряда».

По завершении духовной части праздник продолжился обедом, потом – культурная часть и состязания: стрельба из лука, борьба, перетягивание палки. На праздник кумандинцы обычно приглашают всех жителей города, кому интересно принять участие. В этом году из-за пандемии людей меньше, а обычно приезжает еще два района, Солтонский и Красногорский. Проводятся спортивные, песенные, кулинарные соревнования между районами, выставка поделок из природного материала.

«Традиционно у наших предков праздник Коча-кан отмечался шествием по деревне, его возглавлял сам дух Коча-кан, в которого переодевался один из мужчин, лицо закрывалось маской, - рассказывает участница праздника Марина Белекова. – Этот мужчина шел по дворам с компанией мальчиков, у них была имитация фаллоса, вырезанная из дерева (праздник Коча-кан характеризуется эротическими чертами). Люди угощали Коча-кана, а он им желал приплода – скотины, урожая. Кто не мог детей иметь, тоже получали пожелания на этот счет. Мы проводили реконструкцию такого праздника – когда к нам приезжали кумандинцы из других районов, то каждый район ставил «дом» – шалаш, и по ним проходила эта процессия. Описание ритуала мы нашли у кумандинского ученого, этнографа Феофана Сатлаева, также эти сведения подтвердили старожилы. Не во всех деревнях обряд проводился именно так. Но знаем точно – так делал только кумандинский народ».

50 пучков колбы

На празднике Коча-кан можно было попробовать традиционные блюда кумандинской кухни: например, шургем, он готовится из внутренностей барана (печень, почки, сердце, желудок), кровяную колбасу, вареники, пресные лепешки, шаньги с творогом. Праздничное угощение готовят на кострах, и двор окутывает уютный запах дымка…

Наверное, самый известный традиционный напиток у кумандинцев – талкан. Для его приготовления используется обжаренный и размолотый ячмень, сливочное масло, соль, молоко. В национальной кухне много блюд из мяса, молока, теста. Большую роль в национальной кухне кумандинцев играет колба (черемша), с ней делают выпечку, вареники. Сезон сбора черемши короткий, однако ее заготавливают впрок – замораживают, солят, сушат. Несколько лет назад именно этот дикорос помог кумандинцам выиграть призовое место в престижном конкурсе.

«Несколько лет назад мы принимали участие в международном форуме «Северная цивилизация», который проходил в Москве, - рассказывает Галина Кузьменко, руководитель этнофольклорного ансамбля «Айрычак», – там были представлены все регионы, все народности страны. И вот, представьте, народы Севера, Саха-Якутия – их финансируют нефтегазовые корпорации – на этот фестиваль они фурами привозили реквизит, вплоть до чучел медведя. Кулинарный конкурс – пожалуйста, у северян и муксун, и оленина… И тут мы – нам край сколько дал денег на поездку, столько и все, спонсоров таких не было. Мы взяли с собой 50 пучков колбы! И на конкурс приготовили вареники с колбой – просто чтобы что-то представить. Презентовала же их так наша участница, что мы заняли второе место по России – за кухню! Все были в восторге от нашей колбы, какая она полезная, вкусная, и что растет в Горном Алтае. А мы-то как рады были! Кубок домой везем!»

А при чем здесь Эрмитаж?

Обряды выполнены, участники праздника свободно общаются, сидя за накрытым во дворе длинным столом. Заходит разговор о тонкостях традиционного кумандинского наряда. Как повязывали платок, какая была обувь, как выглядело платье и как его носили. Только богатые могли носить шерстяные, покупные наряды, шапки и воротники из соболей. Обычно одежда была самотканой.

«Когда мы задались целью восстановить традиционный кумандинский костюм, встал вопрос, где брать информацию, – рассказывает Валентина Кастаракова, основатель и первый руководитель «Объединения кумандинцев Алтая», – Целью было сделать исторически точный костюм, не какой-то новодел. И мы столкнулись с большой проблемой: почти все артефакты, источники кумандинской культуры с Алтая вывезены. Часть находится в Эрмитаже, часть в музее Миклухо-Маклая... Возможно, есть они и в других музеях – например, Новосибирском этнографическом, это нам только предстоит узнать.

С письмом-ходатайством от администрации Алтайского края мы смогли попасть в запасники Эрмитажа и изучить экспонаты кумандинской культуры. Там хранятся накосники (украшения-обереги, которые надевались на косы), шуба, варежки с кумандинским орнаментом, пояса, холщовое платье… Сделали фотографии, замеры – с помощью этого удалось возродить костюм. Накосник, сделанный нами, – точная копия того, что хранится в Эрмитаже. Вот так идет эта работа, шаг за шагом… И ее еще очень много! Жалко, что пожилые уже далеко не все помнят, а энтузиастов, готовых с таким трудом добывать крупицы информации, очень мало. Ученые-исследователи редко берут тему изучения кумандинцев, потому что источников недостаточно, защищать диссертации и писать материалы легче на тех народах, что более исследованы и изучены».

В качестве положительного примера Валентина Макаровна приводит преподавателя Бийской педакадемии Татьяну Аркадьевну Панчук, отзываясь о ней как о фанате своего дела. В частности, она занимается в академии музеем, воссоздающим культуру народов Алтайского края, в нем, конечно же, есть экспозиция, посвященная кумандинцам. Постоянно присутствует кумандинская тема в курсовых, дипломных проектах студентов Татьяны Панчук.

Много сил посвящает возрождению кумандинской культуры Айша Амирова, руководитель национально-культурного центра алтайских кумандинцев – он расположен в селе Красногорское. Собирает фольклор, готовит методические рекомендации по проведению кумандинских праздников, и, в частности, праздника Коча-Кан. Вся информация о кумандинцах стекается к ней.

«Главная проблема кумандинцев в нашем регионе – отсутствие целевой программы для развития коренных малочисленных народов, – считает Валентина Кастаракова. – В Алтайском крае все национальности равны. Мы должны быть в приоритете как исчезающий народ, однако у нас равные права с немцами, татарами, башкирами, мордвой – мы пишем гранты, положения, участвуем в конкурсах, чтобы получить финансирование на исследовательские проекты, экспедиции, выпуск книг. Или не получить. Хотя за теми же немцами – целая страна, которая считается самой развитой в мире, а за нами, кумандинцами – никого, и нас, по данным последней переписи, всего 1400 человек. Разве это правильно?»


Текст: Анна Наседкина, г. Бийск











 
 
Яндекс.Метрика