ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Декабрь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Вопрос совершенствования законодательства в области традиционного рыболовства является актуальным, своевременным и требует безотлагательного решения

SF1К такому выводу пришли участники «круглого стола», состоявшегося 22 ноября в Совете Федерации на тему ««Совершенствование законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства».









В обсуждении приняли участие Заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, представители Министерства регионального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, общественных объединений коренных малочисленных народов и научных кругов.

Организаторами мероприятия были Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Министерством регионального развития Российской Федерации и Федеральным агентством по рыболовству разработан и проходит межведомственные согласования законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства».

Участниками «круглого стола» было отмечено, что обеспечение доступа к водным биологическим ресурсам коренных малочисленных народов сегодня является серьезной проблемой. Одним из основных принципов законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов является обеспечение коренным народам упрощенного доступа к пользованию водными ресурсами. При этом законодательством не предусмотрены ограничения объемов водных биоресурсов, заявляемых представителями коренных малочисленных народов и их общинами для осуществления традиционного рыболовства. На «круглом столе» неоднократно звучала проблема «лже-общин». Укоренилось мнение, что после принятия всех норм, обеспечивающих приоритетный доступ малочисленных народов к биоресурсам, стало происходить массовое создание и регистрация общин с разрешенным видом экономической деятельности. При этом в некоторых случаях инициаторами создания указанных общин являются лица, не имеющие отношение к коренным малочисленным народам Севера. Прозвучало, что только в Камчатском крае за три года число общин возросло с 40 до 400, т.е. в десять раз.

Директор департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский заявил, что необходимо в кратчайшие сроки разобраться с деятельностью лже-общин, которые, используя прорехи в законодательстве, занимаются добычей рыбы в промышленном масштабе.

«В ряде субъектов РФ в особенности на территории Камчатского края создалась такая ситуация, что общиной многочисленных народов осуществляется добыча водных ресурсов по упрощенному порядку, но практически в промышленных масштабах и с использованием современных орудий», — обозначил проблему Александр Журавский.

По его словам, рост подобных лже-общин сегодня идет фантастическими темпами. «В связи с этим Минрегион совместно с Росрыболовством проработали возможные меры по решению данной проблемы», — сказал директор департамента, добавив, что внесение изменений ни в коем случае не будет ущемлять права малочисленных народов.

Заместитель начальника Управления организации рыболовства Федерального агентства по рыболовству Елена Трошина заявила, что в последние 3-4 года возросший объем заявляемых водных биоресурсов для ведения традиционного рыболовства (приводились примеры Камчатки и Бурятии) негативным образом сказывается на социально-экономическом развитии регионов и приводит к значительному снижению биоресурсов и их переработки, а также обострению межнациональных отношений. Принятие законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства», с одной стороны, позволит лицам, ведущим традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность, в полной мере реализовать свои права на приоритетный доступ к водным биоресурсам в местах их традиционного проживания для удовлетворения личных, семейных, домашних нужд. С другой стороны, вносимые законопроектом изменения позволят ограничить объем водных биоресурсов, так как выделяться он будет только категории граждан, включенных в реестр лиц, ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность для удовлетворения личных нужд в соответствии с установленными лимитами на добычу, определяемыми органами исполнительно власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

SF2Вице-президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Любовь Пассар заявила, что Федеральное агентство по рыболовству бессовестно эксплуатирует и экстраполирует ситуацию, создавшуюся на Камчатке по их же вине, на все регионы проживания коренных малочисленных народов Севера. Законодательная база, созданная Росрыболовством в последние несколько лет, и породила ту ситуацию, которая сегодня имеет место. «Пресловутый заявительный принцип родился в недрах ФАРа. От него страдают как коренные малочисленные народы Севера, так и рядовые чиновники, вынужденные исполнять приказ №166 и принимать и перерабатывать десятки тысяч заявок, при этом нарушая конституционное право коренных народов на традиционную деятельность и этническую пищу. Этот же заявительный принцип привел в тупик государственных чиновников на Камчатке, которые расписавшись в собственном бессилии и непрофессионализме, отпустили ситуацию, которая и привела к коллапсу. Я считаю, ситуация была создана искусственно с тем, чтобы обвинить коренные народы во всем, а затем вовсе выдавить их из рыболовства. Причем не только на Камчатке, а по всему Северу, Сибири и Дальнему Востоку», - заявила представитель коренных малочисленных народов.

С 2010 года, с момента выхода в свет законопроекта РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части регулирования рыболовства, осуществляемого коренными малочисленными народами, АКМНСС и ДВ РФ неоднократно обращалась со своими предложениями и дополнения к президенту РФ, премьер-министру РФ, в Минрегион России, ФАР, и в последнее время в Минсельхоз. Были направлены письма в эти инстанции региональными ассоциациями, общинами коренных малочисленных народов Севера. Законопроект неоднократно рассматривался на заседаниях межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере организации и регулирования традиционного рыболовства при Росрыболовстве. Любовь Пассар выразила надежду, что законопроект будет принят с учетом предложений представителей коренных малочисленных народов.

Заместитель Председателя Правительства Камчатского края Валентина Броневич выразила недоумение, почему до сих пор сами организации коренных малочисленных народов не занимаются выявлением так называемых «лже-общин». Она сообщила, что администрацией края было предложено региональной Ассоциации коренных малочисленных народов заняться решением данной проблемы. Также Валентина Броневич отметила, что сотни тысяч заявленных тонн рыбы, принадлежат общинам южных районов Камчатки, где налажена инфраструктура, удобная транспортная схема для реализации продукции. На Севере региона такой проблемы нет. Она предложила дать больше прав контролирующим органам, чтобы выявлять подобные «лже-общины».

SF3По мнению председателя правления Союза общин КМНСС и ДВ РФ Алексея Лиманзо, рассматриваемые законодательные инициативы по совершенствованию законодательства способны лишить возможности целые народы обрести свое дальнейшее этническое существование через единственный, безальтернативный и исторический путь развития – ведение традиционного рыболовства.

«На наш взгляд, ошибочным стало то, что акцент этой политики направлен на возврат народов к тому образу жизни, который был для них в прошлом. Мы сегодня увязли в постоянных дискуссиях по вопросам обеспечения самовыживания и доступа к ресурсам на своей исконной территории. Выделяемые лимиты пород рыб, являющихся этнообразующими для этих народов, измеряются в граммах потребления на человека в год. Даже тем из общин, которые находятся сегодня в так называемом устойчивом положении, не гарантирована перспектива завтрашнего существования. По истечении сроков пользования, они будут лишены своих участков. Все больше положение КМНС приходит к тому, что представители этих народов переходят в разряд браконьеров, иждивенцев и маргиналов. В этой связи, в том числе в результате ослабления институтов саморазвития и самоуправления КМНС, все больше появляется дельцов разного рода, которые используют в своих корыстных целях такое положение КМНС. Создание, так называемых лжеобщин, следствие этих причин, целью которых является хаотичная их регистрация. Таким образом, в регионах Дальнего Востока происходит паразитирование мошеннических организаций, которые, через коррупционные схемы занимаются отбором промысловых участков, обеспечивая себе доступ к рыбным ресурсам. Процесс становится необратимым», - отметил Алексей Лиманзо.

Представитель Союза общин акцентировал внимание участников «круглого стола» на проблеме прибрежного рыболовства. Правоприменительная практика имеет ряд особенностей, которые необходимо правильно использовать для развития прибрежного рыболовства, отличающегося от промышленного.

«В связи с этим, в законодательстве необходимо сформулировать четкое понятие «прибрежного рыболовства», включив в него нормы регулирующие порядок, который, на наш взгляд, должен определяться рядом особенностей: включить рыболовецкие общины КМНС в число организаций, на которых распространяется государственная поддержка, как на субъекты малого и среднего бизнеса; прибрежное рыболовство должно иметь безусловный приоритет перед «промышленным рыболовством», т.е. обеспечиваться квотами по мере развития в первоочередном порядке; оно должно регулироваться на уровне федерации с обязательным участием муниципалитетов и Союзов общин КМНС и разрешаться по заявительному принципу», - предложил Алексей Лиманзо.

Минрегиону РФ и Минсельхозу РФ представитель Союза общин предлагает также рассмотреть вопрос о создании федеральной структуры по развитию традиционных отраслей хозяйствования КМНС. Реализуя положения этой Концепции в отношении экономического развития КМНСС и ДВ, в распоряжение этой структуры должна будет определена единая, выделяемая государством квота развития КМНС по тем видам рыб, которая обеспечит экономический рост КМНС в области осуществления прибрежного рыболовства, считает Алексей Лиманзо.

Также он заявил о необходимости создания региональных корпораций развития традиционных отраслей хозяйствования, через которые будет осуществляться механизм поддержки и регулирования по вопросу обеспечения экономического роста общин. Именно корпорации должны взять на себя необходимые контрольные и отчетные функции по осуществлению мониторинга экономического развития общин. Это касается количества и освоения выделенных квот для общин, сбор годовых отчетов общин, содержащих детальную аналитическую информацию, анализ ключевых финансовых показателей и тенденций развития общин, определять рейтинг общин по исполнению своих обязательств. Обязательства общин будут обеспечиваться тем, что добытая и переработанная рыбная продукция будет поступать только на российские рынки. Минуя всякого рода перекупщиков и коррумпированные структуры. Общины КМНС реально смогут работать над обеспечением не только своего развития, но и в решении стратегии продовольственной безопасности России, считает общественник.

Союз общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока совместно с Минрегионом РФ, Минсельхозом РФ, Минвостокразвитием РФ, Росрыболовством и другими заинтересованными ведомствами готов участвовать в разработке механизмов регулирования экономической деятельности общин, занятых в прибрежном рыболовстве, а также в разработке соответствующих правил, учитывающих экономические интересы КМНС.

«Здесь необходима действительно политическое решение, воля и поддержка государственных деятелей, законодателей, формирующих соответствующее правовое поле. Мы не просим затрат от государства, дайте нам рычаги, удочки и мы с вашей помощью сможем сами обеспечивать своих стариков и детей, формируя необходимые социальные и культурные программы. Решение, направленное на регулирование традиционного рыболовства путем предоставления ВБР только для личных нужд, и только физическим лицам из числа КМНС для пропитания, ставит общины перед вопросом их ликвидации. Время показывает, что запретительными мерами не решить тот ком проблем, который увеличивается из года в год», - сказал в заключение своего выступления Алексей Лиманзо.

Владимир Кряжков, профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ «Высшая школа Экономики, д.юр. наук в своем выступлении отметил, что предлагаемый Минрегионом России и Росрыболовством законопроект не решает насущные вопросы традиционного рыболовства, а порождает новые проблемы, которые он и перечислил.

Председатель Союза эвенкийских общин Северобайкальского района Республики Бурятия Галина Рогова поделилась проблемами, сложившимися в регионе. В октябре 2011 года Правительство республики отменило квоту на вылов рыбы для личного потребления, не предложив взамен ничего. Раньше квота устанавливалась в размере 70 кг. рыбы на одного человека в год. Сложная ситуация складывается с закреплением рыбопромысловых участков. Перечень рыбопромысловых участков был сформирован без учета мнения коренных малочисленных народов и их общин. Участки, на которых многие годы осуществляли традиционное рыболовство коренные народы рядом со своими поселками, переданы в промышленное пользование.

В выступлениях участников неоднократно звучало мнение, что отсутствие у граждан возможности документально подтвердить свою принадлежность к коренным малочисленным народам усугубило данную проблему и поставило в затруднительное положение сотрудников разрешительных и контрольно-надзорных органов при предоставлении права на бесплатный вылов водных биологических ресурсов.

Также отмечалось, что необходимо уточнить и расширить понятия «традиционный образ жизни» и «традиционная хозяйственная деятельность», поскольку зачастую в последние время эти понятия сужаются. Некоторые чиновники даже высказывают мысль о том, что традиционные рыболовство или охота должны быть традиционными в полном смысле слова и коренные народы не имеют право пользоваться современными средствами добычи. В этой связи Алексей Автономов, председатель Комитета ООН по ликвидации всех форм расовой дискриминации, д. юр. наук, подчеркнул, что КПЛРД в своих рекомендациях не раз отмечал, что коренные народы должны иметь право, наряду с другими гражданами, использовать в своей традиционной деятельности все современные технологические средства.

Заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров считает, что необходимо создавать систему приоритетов для малочисленных коренных народов, принимать меры, чтобы избежать возникновения различных лже-общин. Кроме того, чрезвычайно важно четко регламентировать улов рыбы малочисленными коренными народами. «Мы должны создать для них (малочисленных коренных народов) определенную систему приоритетов», — сказал сенатор, добавив, что на эту тему было дано очень много поручений Президента и Правительства РФ, но уже более трех лет не получается подойти к варианту проекта, который бы удовлетворил всех.

Вячеслав Штыров отметил, что в первую очередь необходимо решить вопросы, регламентирующие улов рыбы для собственных нужд людей. «Надо ответить на эти вопросы: что такое улов? Будет ли он без ограничений по объему? Что такое орудие, которым можно ловить? Кто имеет право ловить? А кто будет их регистрировать?», Кто удостоверит это право? — задался вопросами сенатор. И на некоторые вопросы, по мнению Штырова, уже позвучали ответы на данном «круглом столе». «Мы законодательно должны обеспечить экономические основы развития коренных малочисленных народов и создать определенную систему преференций и приоритетов для коренных малочисленных народов, прежде всего на выделение участков и квот», - заявил сенатор.

По итогам «круглого стола» будут выработаны рекомендации с учетом предложений участников.


 
 
Яндекс.Метрика