// ЦС КМНС - Комментарий эксперта к тексту закона об "учете" коренных малочисленных народов
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Июль 2020 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Комментарий эксперта к тексту закона об "учете" коренных малочисленных народов

Комментарий к тексту закона об "учете" коренных малочисленных народов, принятого депутатами Госдумы РФ в третьем чтении 21 января 2020 года. 

  
Текст законопроекта к третьему чтению (Комитет Государственной Думы по делам национальностей)

http://sozd.duma.gov.ru/download/2EBEBD90-6B44-42DD-A017-85A7C4C75186

8-й пункт части 3. Статьи 7.1. Учет лиц, относящихся к малочисленным народам, ранее гласивший:

 «сведения о ведении традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности (с указанием видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона), в том числе о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов и создаваемых в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;» в тексте, принятом в третьем чтении, получил номер 9 (т.к. введен п. 4) «адрес регистрации по месту пребывания (при наличии);». 
 
Текст пункта изменился в связи с учетом поправки, предложенной Ил Тумэн, парламентом Республики Саха(Якутия). Теперь эта норма изложена следующим образом :

«9) сведения о ведении либо неведении традиционного образа жизни, осуществлении либо неосуществлении традиционной хозяйственной деятельности (с указанием видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона), в том числе если такая деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности, а также о работе в организациях, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;»

Остальные нормы законопроекта не изменились. В том числе, требования к заявителю о предоставлении документов в качестве «доказательства, указывающие на отнесение заявителя к малочисленному народу» (указанных в части 5 и 6 ст. 7.1). Не изменились и основания для отказа, указанные в части 13 ст. 7.1. : «В учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, может быть отказано по одному из следующих оснований: 1) предусмотренные настоящей статьей документы и (или) сведения представлены заявителем не в полном объеме либо без соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка их оформления; 2) представленные документы содержат недостоверные сведения».

Скольким гражданам, относящим себя к коренным малочисленным народам, может быть отказано «в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу» и поможет ли им возможность «повторного предоставления документов», предоставленная в части 15 законопроекта: «Отказ в учете заявителя в качестве лица, относящегося к малочисленному народу, не является препятствием для повторного представления заявителем документов при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа. Повторное представление документов и вынесение по ним решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящей статьей.» пока является большим вопросом. Так как в приведенном  тексте законопроекта отсутствуют критерии того, какие сведения органы власти могут счесть в документах заявителя, предоставленными «не в полном объеме»,  «без соблюдения порядка их оформления», «содержать недостоверные сведения». Нет и четких условий, при которых органы власти должны признать факт «устранения причин, послуживших основанием для отказа».  Все перечисленное допускает различные толкования, которые, как правило, приводят к коррупционным мотивам принятия решений. 

При этом проблема соответствия Конституции РФ требований доказательства гражданином своей национальной принадлежности и возможности отказа ему в самоопределении – остается главной проблемой этого законопроекта. 

В настоящее время Законопроект поступил в Совет Федерации и направлен в комитеты (комиссии); ответственным назначен (Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера); соисполнителями назначены (Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам). 


Ольга Мурашко

ЦС КМНС/РИТЦ


Ссылки по теме:

Ассоциация "Арун": законопроект "о реестре КМНС" противоречит Конституции РФ

«Мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться». Что не так с поправками в закон об учете коренных народов

Законопроект об "учете" коренных малочисленных народов принят в первом чтении

Еще раз об «учете лиц, относящихся к малочисленным народам»









Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика