«Мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться». Что не так с поправками в закон об учете коренных народов
- Подробности
-
Опубликовано 14.11.2019 08:26
Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он будет регламентировать, как гражданам России доказывать свою национальность и на каком основании пользоваться землей, водными и биологическими ресурсами. Чего опасаются правозащитники и представители КМНС — в обзоре «7x7».
Зачем нужны поправки
Федеральное агентство по делам национальностей подготовило поправки в закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов». Чиновники предлагают создать федеральный реестр коренных малочисленных народов России, чтобы было проще распределять льготы и господдержку. В новом документе будет описан порядок, как россияне должны доказывать свою принадлежность к коренным народам малого Севера. Те, кто выполнит требования закона, попадут в реестр и смогут на правах коренных жителей территории пользоваться природными ресурсами.
— Именно эта категория наших граждан пользуется такими льготами и преференциями государства, как ранний выход на пенсию, особый режим пользования лесными, водными ресурсами. А поскольку в паспорте гражданина России сегодня отсутствует графа «национальность», то для получения предусмотренных законом льгот представители этих народов идут в суд и через эту процедуру доказывают свою национальную принадлежность. Конечно, это неправильно, — объяснил журналистам председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова считает, что закон об учете представителей коренных малочисленных народов России необходим — он позволит им реализовать свои законные права: «После изменений в пенсионной системе коренные малочисленные народы попали в категорию граждан, которая имеет право на досрочную пенсию. Но реализовать это право для них оказалось практически невозможно, потому что никакого документального подтверждения о своей принадлежности к коренным малочисленным народам они не имеют». По данным уполномоченного, за последние два года ей пришло около 4 тыс. обращений по этой теме.
Что не так с поправками. Точка зрения представителей КМНС
Юристы неформального объединения лидеров и активистов 22 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России «Абориген- Форум» подготовили письмо, в котором перечислили свои замечания к законопроекту.
Система доказательств
Чтобы подтвердить свое происхождение и принадлежность к национальности, нужно предоставить пакет документов, в том числе сведения об умерших родственниках. В признании национальности могут отказать.
Большой объем фискальной информации, которую требуют от заявителя: кроме прочего — идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета.
— Разработчики законопроекта считают, что национальную принадлежность нужно доказывать. На мой взгляд, это прямое нарушение Конституции, — прокомментировала уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лена Иванова. — Введение данного порядка учета лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, не решает самого главного — документального подтверждения национальной принадлежности, из-за чего многие годы мы как коренные встречаем проблемы при реализации своих прав. Республика Саха (Якутия) с 2000 года на протяжении 15 лет выдавала жителям региона вкладыши к паспорту, удостоверяющие их принадлежность к коренным народам. С 2015 года руководство республики настойчиво пытается на федеральном уровне решить вопрос о документальном подтверждении национальной принадлежности, предлагается внести изменения в постановление правительства РФ о паспорте гражданина РФ. Это основной момент, который не дает мне оснований полностью поддерживать редакцию проекта федерального закона. Но такой учет лиц, ведущих традиционный образ жизни и занимающихся оленеводством, охотпромыслом, рыболовством и другими видами традиционной хозяйственной деятельности, действительно нужен.
Участники Центра содействия коренным малочисленным народам Севера тоже опубликовали вопросы к законодателям.
«С какой целью эта информация требуется? Будет ли ее отсутствие или содержание служить причиной для отказа во включении в реестр? Неясным из текста законопроекта остается вопрос: будут ли в реестр вноситься дети, в том числе учащиеся, проходящие срочную службу в армии, нетрудоспособные члены семьи и ближайшие родственники, которые нуждаются в продукции традиционной хозяйственной деятельности?» — говорится в обращении.
Одно из предложений общественников — ставить отметку в паспорте или выдавать вкладыш. Это будет дешевле и проще. Изменить придется только административный регламент о паспорте. Опыт с вкладышем есть у Якутии и других регионов, где живут представители малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
— В законах есть нормы прав и преференций для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для того чтобы ими пользоваться, нужно доказать, что гражданин России относится к этой категории. Соответственно, отметка, в том числе и в паспорте, могла бы решить проблему доступа к правам и преференциям. Ведь данные о группе крови и налоговый номер можно внести по желанию гражданина, а о национальности — нет, — рассказал корреспонденту «7х7» член «Абориген-Форума» Геннадий Щукин. — Реестр не решает ничего, кроме дележки благ. Он усилит коррупцию и еще больше усложнит условия жизни коренных: разделит народ на тех, кто имеет права на социальные программы государства, и на тех, кто их не получит. Народ един в своей культуре, традициях и хозяйственном укладе жизни. Его нельзя делить.
Образ жизни
Чтобы попасть в реестр, нужно вести традиционный образ жизни, заниматься хозяйством или работать в таких организациях, например в оленеводческом кооперативе.
— Этим летом я получил решение суда о том, что в моем охотбилете нельзя поставить отметку, разрешающую охоту, так как для ведения традиционной охоты коренные народы должны проживать в тундре, в традиционных жилищах, пищу и все для жизни добывать сами, нельзя иметь другого дохода. В общем, назад в средневековье. Никаких современных благ цивилизации. Вот что будет происходить, если примут такие правила реестра-учета КМНС, — считает саами из Ловозера Андрей Данилов.
Вне списка
Даже если человек живет в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, нужно заниматься только тем видом деятельности, который есть в специальном перечне.
По мнению представителей ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», этот список неполный. В нем не учитываются работники здравоохранения, образования, культуры, участники фольклорных ансамблей, а также консультанты в области прав коренных народов. Активисты «Аруны» считают, что этот пункт законопроекта противоречит третьей статье 82-го федерального закона, где говорится, что промыслы — это подсобные виды деятельности по отношению к основной работе.
Доктор наук якутского университета Ульяна Винокурова побывала в гостях у потомственной эвенской семьи, которая живет на окраине Якутска, — у дочерей шамана, которые по семейным обстоятельствам были вынуждены переехать ближе к городу, сестрам 84 и 73 года:
«Я напросилась на эту встречу для того, чтобы убедиться, насколько косный законопроект придумали в Госдуме. Я ездила более 10 раз в США, чтобы изучить положение и юридический статус коренных американцев. У них более 500 племен имеют прямые договорные отношения с федеральным правительством, свои конституции и автономию самоуправления. Подобный опус, как вышеназванный законопроект, является вопиющим нарушением и ущемлением прав коренных народов, утвержденных ООН в 2007 году».
По словам уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лены Ивановой, в Якутии ни столица, ни некоторые районные центры не отнесены к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов, несмотря на то что в столице края живут около 14% от общего числа КМНС.
В Мурманской области областной центр и большая территория региона тоже не отнесены к местам традиционного компактного проживания саами.
Сила комиксов. Как социальный арт-проект помогает возрождать исчезающие национальные языки
Что дальше
Участники «Абориген-Форума», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», другие национальные общественные организации и омбудсмены по правам КМНС отправили в Госдуму анализ предлагаемого закона. Они предложили упростить порядок определения национальности — сохранить принцип свободного самоопределения.
Официальной информации, когда планируется второе чтение законопроекта, пока нет. Если поправки примут без изменений, они начнут вступать в силу через три месяца, первая статья, в которой описан порядок работы разных ведомств, начнет действовать только через два года. Это тоже вызвало недоумение у активистов: непонятно, по каким «спискам» и «порядкам» коренные народы будут взаимодействовать с властями и компаниями, которые имеют лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых.
— Мы не испытываем иллюзий, так как этот проект одобрила «Единая Россия». Но если коренные останутся в стороне, то мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться. Сам по себе реестр не плох. Он мог бы позволить собрать серьезный массив информации о коренных малочисленных народах, которые находятся под охраной государства. Однако процесс настолько бюрократизирован, что доказать национальность представляется крайне трудным. Представителей КМНС и так мало, а если большинство не сможет доказать свою принадлежность, то формально нас просто не будет. Этот закон разделит народы на «правильные и неправильные», — прокомментировал член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов от региона Восточной Европы, Центральной Азии, Российской Федерации и Закавказья Родион Суляндзига.
Общественники полагают, что закон мог бы работать, если бы подтверждать национальность помогали муниципальные власти, общины и организации КМНС. Например, в отдаленных поселках больше полной и достоверной информации о семьях можно получить от местных жителей и в районной администрации, нежели в региональных ведомствах.
Декларация ООН о правах коренных народов, которая декларирует право коренных народов на достойную жизнь, сохранение и развитие собственной культуры и собственных институтов и самоопределение, принята 13 сентября 2007 года. Россия не подписала документ и голосовала против его принятия.
Источник: Елена Чунина, «7х7»