// ЦС КМНС - Коренные народы Эвенкии против лесной политики, ведущей к экоциду исконной среды обитания коренных малочисленных народов
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Ноябрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Коренные народы Эвенкии против лесной политики, ведущей к экоциду исконной среды обитания коренных малочисленных народов

«Ассоциация «Арун» (Возрождение) коренных малочисленных народов Севера Эвенкийского муниципального района Красноярского края» (далее АКМНС «Арун») направила обращение и свои предложения на Парламентские слушания по теме «Спасение лесного фонда; природный, техногенный, человеческий факторы», которые состоятся 5 ноября 2019 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В своем обращении «Ассоциация «Арун» подробно анализирует причины и последствия критической ситуации с использованием лесов в Красноярском крае, приведшие к уничтожению исконной среды обитания коренных народов и местного населения. Ниже – краткое изложение.

На основании архивных данных Эвенкийского муниципального района в период с 1993 г. по 2000 г. было зарегистрировано свыше 126 общин коренных малочисленных народов, но полученные ими в то время, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 апрели 1992 г. № 397 «О неотложных морах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных пародов Севера», земельные права так и не были зарегистрированы органами Росреестра. В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2000 г. Ns 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» на территории Эвенкийского муниципального района зарегистрировано 57 общин коренных малочисленных народов, образованных по семейно-родовому принципу.
 
В настоящее время на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края 19 общин коренных малочисленных народов имеют закрепленные лесные земельные участки на основании долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира, охотхозяйственных соглашений и договоров аренды лесных участков, главным образом для осуществления промысловой охоты, общая площадь которых составляет
9 930 136 га (13% от всей площади района).

Община коренных малочисленных народов, имеющая долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира (или охотхозяйстаенное соглашение) и договор аренды лесного земельного участка (акватории) площадью свыше 200 тыс. га, обязана выполнять фактически кабальные условия, неся общий объём обязательств на сумму свыше 25 млн. рублей за период 49 лет, обеспечивая, в том числе обязательные средства наземного пожаротушения в местностях, покрытых огромным количеством хребтов, больших и маленьких болот, рек, ручьёв, где дороги и транспортное сообщение отсутствуют, и где эти средства неприменимы. Но за отсутствие этих средств общины строго наказывают. Эти общины также обязаны выплачивать налоги и сборы за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами, производить соответствующие обязательные выплаты в пенсионный фонд и другие фонды без всяких преференций. В случае неисполнения вышеуказанных требований община может быть лишена статуса юридического лица и, как следствие, лишена права арендовать свою землю или акваторию.

АКМНС «Арун» обрашает особое внимание, на то, что в соответствии с действующим законодательством, общины коренных малочисленных народов, чтобы защитить свои земли и сохранить традиционные образ жизни и хозяйство, имеют право только через аукционы (и то при условии победы на них!) и только в аренду брать лесные земельные участки, а именно свою родину, свою исконную среду обитания, территорию исторического расселения, вместе со «святыми местами» и местами захоронения своих предков для осуществления традиционного образа жизни, видов традиционной хозяйственной деятельности и промыслов, сохранения семей и их жизнеобеспечения, а также сохранения самобытной культуры и языка.

Вместе с тем, несмотря на наличие договоров аренды лесных земельных участков и акваторий, а также исполнение обязательств, в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ, лесные участки, находящиеся в аренде у общин коренных малочисленных народов, могут многократно пересдаваться органами власти в аренду коммерческим компаниям, в том числе для нужд лесозаготовительных компаний, без всякого согласования с общинами, без пересмотра обязательств общин по договорам аренды и без снижения арендной платы, а также без учёта противоречивости (взаимоисключаемости) одновременного осуществления видов хозяйственной деятельности разными юридическими лицами на одном и том же лесном участке.

На территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края реализуются крупномасштабные инвестиционные проекты по промышленной заготовке древесины без проведения аукционов и без обязательств у арендаторов, лесозаготовительных компаний, по реальному лесовосстановлению, при этом при передаче лесных участков для заготовки древесины лесоустройство на них не проводится (используются данные о лесном фонде, полученные 20 и более лет назад). У этих компаний (например. АО «Краслес инвест»), также отсутствуют международные сертификаты РЕFС и FSC на реализацию древесины за пределами Российской Федерации, но, по сообщениям СМИ, лес уходит заграницу.
В 2019-2020 годах общая площадь, планируемая к передаче в аренду для заготовки древесины промышленным компаниям, составляет по Эвенкии свыше 5 млн. га леса.

Огромные площади лесного фонда (и связанные с ним природные ресурсы: почвы, водные объекты, охотничьи и рыбопромысловые ресурсы) Эвенкийского муниципального района Красноярского края в ближайшие годы будут уничтожены лесозаготовительными компаниями. Существенная часть коренных малочисленных народов и местное население будет лишена возможности осуществлять виды традиционной хозяйственной деятельности и промыслы, являющиеся основой жизнеобеспечения.

При этом местное население и коренные малочисленные народы Эвенкии не информируются органами государственной власти о реализации крупных инвестиционных проектов, которые затрагивают их интересы, связанные с традиционным природопользованием (охотой, рыболовством, оленеводством, собирательством).
В результате осуществления сплошных рубок лесозаготовительных компаний в зоне вечной мерзлоты запущены геокриологические процессы (таяние). Следствием этого является высыхание лесных участков и рост пожароопасных ситуаций в летний период. Доказательством данных последствий являются многочисленные пожары на значительных площадях лесных участках летом 2019 года, в частности, в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края.

По данным КГАУ «Лесопожарный центр» от 08.08.2019 г. № 7092 на территории Эвенкийского муниципального района: в Эвенкийском лесничестве зафиксировано 124 лесных пожара на площади 263 328 га; в байкитском лесничестве зафиксировано 164 лесных пожара на площади 716 836.00 га; в Тунгусско-Чупеком лесничестве зафиксировано 175 лесных пожара на площади 685 957.00 га.

В связи с катастрофическими последствиями лесных пожаров и реализацией инвестиционных проектов по освоению лесов лесозаготовительными компаниями в текущем году, носящих характер экоцида исконной среды обитания коренных малочисленных народов, общины понесли невосполнимые убытки на закрепленных территориях традиционной хозяйственной деятельности (охотугод ьях), большинство общин фактически утратили на ближайшее десятилетие возможность осуществлять традиционный охотпромысел по причине уничтожения большинства объектов охотинфраструктуры, ареалов обитания и объектов животного мира, вследствие чего они не смогут исполнять обязательства по договорам аренды лесных участков, долгосрочным лицензиям на пользование объектами животного мира и охотхозяйственпым соглашениям, а также требования налогового законодательства.

Невозможность на уровне нормотворчества и на уровне правоприменительной практики законодательства Российской Федерации решить обозначенные проблемы вынуждает представителей коренных малочисленных народов и их общины использовать процедуры, выходящие за границы правовой системы Российской Федерации, Так, на VII-м Съезде коренных малочисленных народов Красноярского края принято коллективное обращение в ООН и к руководителю КНР о введении моратория на закупки китайскими компаниями древесины, заготовленной на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации
https://www.change.org/p/генеральный-секретарь-цк-кпк-си-цзиньпин-президент-россии-в-в-путин-защита-исконной-среды-обитания-коренных-малочисленных-народов.

Почему такое стало возможным? – задает вопрос АКМНС «Арун» и называет три основные причины:

1. Лесной кодекс РФ, допускающий несколько видов лесопользования на одном лесном участке. Даже таких, казалось бы, взаимоисключающих, как лесозаготовка и охота.

2. Законодательство о приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, позволяющее без каких-либо конкурсных процедур и согласований с коренными малочисленными народами передавать неограниченные площади лесных участков в длительное пользование лесозаготовителям.

3. Воспрепятствование (со стороны органов власти, хозяйствующих субъектов) реализации федерального законодательства о коренных малочисленных народах, в частности, о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов (далее-ТТП ) и права на возмещение убытков, причиненных коренным малочисленным народам хозяйственной деятельностью. При том, что эти правовые возможности сейчас являются, по существу, единственными механизмами защиты прав и интересов коренных малочисленных народов.

Для исправления ситуации АКМНС «Арун» предлагает инициировать совместно с федеральными органами государственной власти следующие действия:

1. Незамедлительно организовать работу по внесению изменении в действующее законодательство (Лесной кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 23.02,2018 № 190 « О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов.,,» и др.), направленных на реальный учёт прав и интересов коренных малочисленных народов при планировании и осуществлении промышленной лесозаготовки в целях зашиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов в соответствии с нормами Федерального закона от 30.04.1999 г. 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»:

2. Провести работу по изучению, исследованию процесса лесозаготовки на северных территориях лесного фонда, расположенных в зоне вечной мерзлоты;
            
3. Взять на контроль правоприменительную практику по образованию ТТП различного уровня на всей территории РФ, обеспечить внесение в соответствующие нормативно-правовые акты изменений, необходимых для реального действия Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».


ЦС КМНС/РИТЦ


Читайте также:

Идет обсуждение основ государственной политики РФ в Арктике






Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика