Саамские общественники говорят о нарушении прав коренного народа Мурманской области на традиционное рыболовство
- Подробности
-
Опубликовано 17.04.2018 10:07
В начале апреля саами собрали около 200 подписей под обращением к Президенту РФ Путину В.В. и губернатору Мурманской области Ковтун М.В, в котором обращают внимание на нарушение прав коренного народа Мурманской области на ведение традиционного рыболовства.
В своем комментарии Андрей Данилов отметил, что «история вопроса имеет глубокие корни», но он решил затронуть только вопросы 2018 года. Хотя, как отмечает общественник, ситуация из года в год в той или иной мере повторяется. Приводим текст его комментария.
«Первый вопрос — традиционное рыболовство на внутренних водоемах. В 2017 году были распределены квоты приказом Комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области о выделении квот на вылов во внутренних водоемах. Саами написали в прокуратуру заявление, по итогам рассмотрения прокуратура вынесла предупреждение о неправомерности лишения права на традиционное рыболовство.
Обращение саами к Путину в январе этого года по проблемам рыболовства>>>
Что же делает РХК, вносит изменения в приказ? Нет! Правительство Мурманской области в лице РХК размещает на сайте https://openregion.gov-murman.ru/npa/248845/ проект приказа Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области «О внесении изменений в административный регламент «Выделение водных биоресурсов для обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (саами), проживающих на территории Мурманской области». Данный проект приказа грубо нарушает законы России и саами оставили и направили свой отзыв на данный проект приказа.
Также саами направили Президенту РФ Путину В.В. обращение по данному вопросу. В котором помимо ситуации с нарушением выделения квот обозначили ещё одну проблему: изменение границ Ловозерского района, в частности оз. Умбозеро. В результате этого саами не могут заниматься традиционными видами деятельности на этой территории. Изменение границ также прошло с нарушением закона и без обсуждения с общественностью.
То есть были направлены обращения Президенту РФ, прокуратуру, губернатору Мурманской области. Полного и ясного ответа с января 2017 года так и не получено и саами не могут реализовать право на традиционное рыболовство на внутренних водоемах.
Вопрос второй — традиционное рыболовство на море. Приказом Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области от 21.03.2017г. №31 «О распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществлении традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа Севера (саами) на 2017» с приложением определён перечень саамов, которым квота предоставлена.На основании решения Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, саами были заключены договора о совместной деятельности по добыче (вылову) трески и пикши с общинами нашего народа.
Общинами, в свою очередь, были заключены договора фрахта судов рыбопромыслового флота в целях добычи предоставленных нам водных биоресурсов.
Так, в частности, согласно определению от 31 марта, инспектор, Косилов Денис Витальевич, рассмотрев материалы по судну МК 0443 «Агат» за период ведения добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ в Баренцевом море под управлением капитана Потапко А.П.добыл с 09.10.2017 по 15.10.2017г. 11160 кг трески в сырце, предоставленной нам на законных основаниях, чем, якобы, нарушил ч.1 ст.12.1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ», за что предусмотрена ответственность по ч.2 ст.8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Упомянутой статьёй закона «Об исключительной экономической зоне РФ» перечислены виды рыболовства, осуществляемого в этом районе моря, рыболовство коренных малочисленных народом в перечне не упоминается.
Вместе с тем, запрета добычи водных биологических ресурсов в целях традиционного рыболовства КМНС в законе не содержится.
То есть саами не смогут реализовать право на вылов трески и пикши в в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Теперь саами не могут заключать договора на вылов трески и пикши с рыбодобытчиками. А значит не смогут освоить, выделяемые государством квоты.
Саами собрали около 200 подписей под обращением к Президенту РФ Путину В.В. и губернатору Мурманской области Ковтун М.В. и направили по адресам в начале апреля.
Что мы имеем в итоге?
На 2018 год часть саами лишена права реализации права на традиционное рыболовство на внутренних водоёмах и сокращается территории на которых издревле саами рыбачили и ловили рыбу традиционными методами.
За выловленную в 2017 году пикшу и треску государство штрафует капитанов судов. Что, естественно, влечет за собой цепочку событий, итог которых один — на 2018 год все саами лишены права освоения квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществлении традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа Севера».
Текст обращения к Путину В.В. и губернатору Ковутн М.В.
Президенту Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину
ул. Ильинка, д. 23, 103132, Москва, Россия
Копия: Губернатору Мурманской области
Марине Васильевне Ковтун
ул. Ленина, д.75, 183006, Мурманск, Россия
Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемая Марина Васильевна!
Мы, нижеподписавшиеся представители коренного малочисленного народа, саами, обращаемся к Вам с просьбой оказать содействие в обеспечении прав и законных интересов нашего народа на добычу водных биологических ресурсов в Баренцевом море.
В соответствии с ч.1 ст.25 ФЗ « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.
Частью 3 данной статьи установлено, что порядок этого вида рыболовства устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Приказом Госкомрыболовства России от 11.04.2008г. №315 утверждён порядок.
Пунктом 4 Порядка установлено, что традиционное рыболовство осуществляется в соответствии с правилами рыболовства отдельных рыбохозяйственных бассейнов в пределах квот добычи (вылова) водных биоресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации для обеспечения традиционного рыболовства малочисленных народов и распределяются между пользователями органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2,пп. а, постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2005г. №768 « О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)», Федеральное агентство по рыболовству ежегодно, не позднее 5 декабря, утверждает распределение общих допустимых уловов на предстоящий год во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации… применительно к следующим видам квот:
Квоты добычи водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
На основании упомянутых нормативных актов, а так же наших заявок о предоставлении саамам водных биологических ресурсов в Баренцевом море (трески и пикши), Министерство рыбного и сельского хозяйства Мурманской области принимает решение о предоставлении, или не предоставлении водных биологических ресурсов.
Приказом Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области от 21.03.2017г. №31 «О распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществлении традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа Севера (саами) на 2017» с приложением определён перечень саамов, которым квота предоставлена.
На основании решения Министерства рыбного и сельского хозяйства Мурманской области, нами были заключены договора о совместной деятельности по добыче (вылову) трески и пикши с общинами нашего народа.
Общинами, в свою очередь, были заключены договора фрахта судов рыбопромыслового флота в целях добычи предоставленных нам водных биоресурсов.
Инспекторами Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району был вынесен ряд определений о возбуждении дел об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении капитанов судов, осуществлявших добычу трески и пикши.
Так, в частности, согласно определению от 31 марта, инспектор, Косилов Денис Витальевич, рассмотрев материалы по судну МК 0443 «Агат» за период ведения добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ в Баренцевом море под управлением капитана Потапко А.П.добыл с 09.10.2017 по 15.10.2017г. 11160 кг трески в сырце, предоставленной нам на законных основаниях, чем, якобы, нарушил ч.1 ст.12.1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ», за что предусмотрена ответственность по ч.2 ст.8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Упомянутой статьёй закона «Об исключительной экономической зоне РФ» перечислены виды рыболовства, осуществляемого в этом районе моря, рыболовство коренных малочисленных народом в перечне не упоминается.
Вместе с тем, запрета добычи водных биологических ресурсов в целях традиционного рыболовства КМНС в законе не содержится.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 43.1 «Закона о рыболовстве…» установлено, что правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. В правилах рыболовства устанавливаются ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биологических ресурсов.
Правилами рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, п.86 установлено, что «При осуществлении традиционного рыболовства в водных объектах рыбохозяйственного значения в границах Мурманской области, в Баренцевом и Белом морях без предоставления рыбопромысловых участков на основании решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование, принимаемого уполномоченным государственным органом, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины имеют право на использование всех не запрещенных к применению при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства, любительского и спортивного рыболовства орудий и способов добычи (вылова) с учетом запретных районов и сроков (периодов) для добычи (вылова) водных биоресурсов, установленных главами III, IV, V, VII Правил рыболовства».
Запрет рыболовства коренных малочисленных народов в исключительной экономической зоне РФ не перечислен в числе запретных районов, установленных главами III, IV, V, VII Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.
Закон Российской Федерации имеет равную силу на всей территории Российской Федерации.
Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, пункт 88.1 , при осуществлении традиционного рыболовства коренных малочисленных народов, пользователи вправе осуществлять рыболовство в том числе в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Советом представителей коренных малочисленных народов Севера при Правительстве Мурманской области 29 декабря 2017 года в адрес Министерства сельского хозяйства Российской Федерации было направлено обращение о разъяснении порядка рыболовства КМНС в исключительной экономической зоне.
В ответе Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза России содержится утверждение, что традиционное рыболовство коренных малочисленных народов в исключительной экономической зоне не предусмотрено.
Утверждение о недопустимости традиционного рыболовства в ИЭС РФ противоречит действующим Правилам рыболовства для Дальневосточного бассейна, принятым в соответствии, в том числе, с законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Таким образом, отсутствует сам факт совершения административного правонарушения.
Кроме того, по приведённым в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследовании от 31.03.2018г. фактам добычи от
09.10.2017г.-1488 кг. трески в сырце;
11.10.2017г.-3224 кг. трески в сырце;
12.102017г.-1488 кг. трески в сырце;
13.10.2017г.-1240 кг. трески в сырце;
14.10.2017г.-1240 кг. трески в сырце;
15.10.2017г.-2480кг. . трески в сырце;
заявляем следующее: в соответствии с приказом ФСБ РФ от 11 января 2009 г. N 1 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере…», п.16должностные лица органов государственного контроля при исполнении ими государственной функции обязаны принимать все необходимые меры к выявлению, предупреждению, пресечению нарушений законодательства и международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
При приходе судна в порт, инспекторами пограничного контроля составляется акт осмотра судна, акт регистрации объёмов добычи (вылова) при выгрузке в порту. При выявлении нарушений законодательства, согласно п.42 Регламента принимаются все необходимые меры к пресечению правонарушений в сфере рыболовства.
По всем датам, указанным в определении о возбуждении, у Пограничного управления ФСБ России имеются акты, нарушений на момент проверок выявлено не было. В прилагаемых к настоящей жалобе копиях актов содержится чёткое указание на район добычи, предоставленной саамам трески, «исключительная экономическая зона Российской Федерации».
Кроме того, имеются копии промысловых журналов представителей нашего народа, в которых содержатся печати и подписи инспекторов государственной морской инспекции, именно по тем датам, которые фигурируют в постановлении о возбуждении административного производства в отношении капитана судна «Агат», ПотапкоА.П. и другим.
По нашему мнению, должностные лица Пограничного управления по западному арктическому району на момент проведения проверок не считали добычу предоставленных нам водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации событием, влекущим административную ответственность.
Со стороны должностных лиц Пограничного управления по результатам актов осмотра судов и актов регистрации объёмов добычи в период с апреля 2017года по декабрь 2017 года не было предпринято никаких действий по предупреждению «правонарушений» .
Кроме того, не была предоставлена возможность судовладельцам, капитанам, саамским общинам и нам, как непосредственным получателям квоты трески и пикши устранить возможное нарушение закона.
Просим Вас способствовать защите наших конституционных прав на традиционное рыболовство.
Просим остановить злоупотребление властными полномочиями со стороны Пограничного управления по западному арктическому району, которое не позволит саамам осуществлять традиционное морское рыболовство в 2018 году с использованием судов рыбопромыслового флота.
Под обращением 200 подписей.