// ЦС КМНС - Кочевые школы в Якутии оказались под угрозой закрытия
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Июнь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

ЦС КМНС член Арктического Университета

    Фонд "Батани"
batani
Абориген Экспо Тур
aborigen expo

Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Кочевые школы в Якутии оказались под угрозой закрытия

Причина – в юридической неопределенности, несовершенстве федеральных законов, которые бы регулировали деятельность таких школ, в ряде социально-бытовых, материально-технических и кадровых проблем. По мнению экспертов, ситуация требует решения вопроса на федеральном уровне, передает ТАСС.

Как рассказала директор образовательных программ проектного офиса Международной Арктической школы Якутии Наталья Ситникова, принятый в 2008 году республиканский закон о кочевых школах позволил организовать бесплатное обучение детей оленеводов без отрыва от семьи и традиционного образа жизни. Сегодня по этому закону работают одиннадцать школ в пяти арктических районах, но вот требования к ним уже другие - те же, что и к стационарным школам.

Как рассказали учителя кочевых школ, согласно нормативам, каждая кочевая школа должна располагать достаточной площадью учебных классов, спортзалом, столовой, рядом других материальных и образовательных условий. Выполнить эти стандартные требования и получить лицензию на образовательную деятельность нереально в условиях кочевой школы, отмечает директор Верхнеколымской школы и руководитель кочевой школы-филиала в эвенском селе Утая Святослав Николаев.

"О каких требованиях мы можем говорить, когда школы отапливаются печками-буржуйками и кочуют в условиях тундры?" - спрашивает он, полагая, что к модульным кочевым школам могут предъявляться иные требования. С ним согласен и первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии Вячеслав Шадрин: "Выходим из ситуации тем, что оформляем кочевые школы как филиалы общестационарных школ. Приходится находить какие-то лазейки". Еще одна проблема - кадры, поскольку не каждый учитель готов работать в полевых условиях и кочевать с оленеводами, говорит Шадрин.

Получается парадоксальная ситуация, констатирует Ситникова. Законодательно признан традиционный полукочевой уклад жизни коренных народов, но от кочевых школ требуют стационарных зданий. По ее словам, решить проблему могут только поправки в федеральное законодательство. В этом заинтересованы и другие регионы, где есть формы кочевого образования, в частности Ямал. Инициативная группа учителей из северных регионов намерена обратиться к законодателям и добиться того, чтобы у кочевых школ и детсадов не требовали наличия капитальных зданий и постоянного земельного участка под ними.

Вячеслав Шадрин также предлагает внести изменения в федеральный закон об образовании, где наряду с домашним обучением предусмотреть форму обучения с учетом традиционного хозяйствования народов Севера. Он также считает важным открыть краткосрочные курсы по подготовке тьюторов, в том числе из состава чумработниц, чтобы затем организовать обучение детей на базе интернет-курсов. Кроме того, по его мнению, нужны изменения и в организации самого кочевого образования. "В самые холодные месяцы нужно, чтобы дети учились на базе обычных стационарных школ. С одной стороны, это решает вопросы с социализацией, а с другой – проблемы контроля и выравнивания уровня знаний", - говорит Шадрин.




Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика