Саами обвинили центр отдыха в Мурманске в строительстве фейковых сейдов
- Подробности
-
Опубликовано 28.09.2017 06:19
Саами обвинили администрацию центра отдыха «Огни Мурманска» в возведении фейковых сейдов. По мнению коренных жителей руководители заведения «неуважительно отнеслись к культуре и религии народа Саами».
Представителей коренного народа Кольского полуострова возмутил мегалитический комплекс «Сила Севера». Природное сооружение было разрушено в 90-х годах при строительстве отеля. Восстановлено по фотоархивам и воспоминанием старожилов самой администрацией «Огней Мурманска».
По заверениям руководителей базы отдыха комплекс состоит из священных для саами «сейдов». Однако, сами коренные жители так не считают, называя все это рекламой, способом заработать, а возведенные «сейды» простыми булыжниками.
“Очень и очень прискорбно, что так неуважительно отнеслись к культуре и религии народа Саами. Построили псевдосейды, наделили их "космической силой", полностью нарушили самобытность Саами. Считаем, что данный случай является оскорблением народа саами”, - написал на своей странице в Фейсбуке Андрей Данилов, директор Фонда саамского наследия и развития.
Саами обратились к администрации центра отдыха “Огни Мурманска” с рекомендацией убрать данные “сейды”, а также изучить кульутру и проконсультироваться с коренным народом.
Справка:
Саами свято верили, что в сейдах обитают души умерших шаманов, поэтому относились к ним с большим уважением. Каждый сейд обязательно имел свою легенду, связанную с жизнью шамана, от которого он произошёл. Саами считали, что духи, живущие в камнях, помогают в жизни — например, в рыбалке, на охоте, либо в путешествиях. Сейдам приносились жертвы, в качестве которых чаще всего выступали оленьи рога, а так же головы и хвосты рыб. Иногда в ход шли целые животные, а так же вещи и деньги.
Как и с любым сакральным местом с сейдами были связаны различные запреты и ограничения. Например, многие святилища были доступны исключительно для мужчин. К некоторым сейдам можно было подходить лишь на коленях, к другим нельзя было приближаться слишком близко, у третьих — громко разговаривать. Саами чётко разделяли сейды на два типа: одни были публичными, другие — персональными. Публичные сейды обычно ставились на высоких берегах рек и озёр, либо на вершинах гор — так чтобы святилища были хорошо видны издалека. Посещались такие сейды с определённой периодичностью — например, в связи с различными календарными или иными событиями. Если же сейд ставился для частного пользования, то его обычно прятали в каких-либо укромных местах. Считалось что персональные сейды помогали только до тех пор, пока их не увидел чужой глаз. Саами считали священным не только сам камень, но и место, где он было расположен, — например, гору или остров. Особо почитались скалы так или иначе напоминающие своей формой человека. С сейдами во все времена было связано множество различных легенд. Например, согласно одному из саамских поверий, рыбаки, уходя в море, оставляли в каменном сейде часть своей души, чтобы в случае их гибели её не сожрало мифическое морское чудище. Другая легенда гласит, что сейды, расположенные на архипелаге Кузова в Белом море, — не что иное, как шведские воины, обратившиеся в скалы.