// ЦС КМНС - Ольга Мурашко: «При разработке проекта федерального закона об этнологической экспертизе будет учтён опыт Якутии»
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Март 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 29 30 31    

ЦС КМНС член Арктического Университета

    Фонд "Батани"
batani
Абориген Экспо Тур
aborigen expo

Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia

Всемирная конференция
коренных народов 2014
w conf ip












 

 

Ольга Мурашко: «При разработке проекта федерального закона об этнологической экспертизе будет учтён опыт Якутии»

murachko oПри разработке проекта федерального закона об этнологической экспертизе будет учтён опыт законодателей Якутии. Об этом 10 марта 2017 года в ходе пленарного заседания II Съезда Союза общин коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) заявила эксперт Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Мурашко.





 
Эксперт напомнила, что единственный в стране республиканский закон об этнологической экспертизе был принят парламентом Якутии в 2010 году. «Только в 2016 году по поручению Президента РФ В.В. Путина решили о необходимости принятия федерального закона об этнологической экспертизе. Конечно, при его разработке будем изучать опыт Республики Саха (Якутия)», – сказала Ольга Мурашко.
 
Комментируя своё заявление пресс-службе парламента Якутии, Ольга Мурашко отметила, что предложение о разработке специального федерального закона об обязательном проведении этнологических экспертиз на территориях традиционного проживания и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ обсуждается группой экспертов с 1995 года, когда в стране был принят закон об экологической экспертизе. «Сначала мы пытались внести статьи о проведении этнологической экспертизы, об обязательности оценки воздействия промышленного освоения на коренное население, на исконную среду их обитания и традиционный образ жизни в закон об экологической экспертизе, потом хотели разработать отдельный правовой акт. Материала и вариантов законопроекта об этнологической экспертизе накопилось достаточно много. Таким образом, законотворческая почва для разработки закона есть», – подчеркнула она.
 
Эксперт отметила, что также существуют правовые основы для принятия федерального закона об этнологической экспертизе. В первую очередь, назвала пункт «м» статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. «Значит, они могут принять законы, которые направлены на исполнение вышеуказанных полномочий», – уверена Мурашко.
 
В 1999 году был принят Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в котором было включено словосочетание «этнологическая экспертиза» и его определение – «научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса». «Но Правительство РФ регулярно говорило о ненужности подобного закона, проведение этнологической экспертизы рассматривалось как излишнее регулирование. В итоге проекты федеральных законов об этнологической экспертизе под разными названиями, подготовленные Комитетом Государственной Думы по делам национальностей, трижды отвергались Правительством РФ», – сказала эксперт Федерального Собрания страны.
 
В 2010 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) Якутии принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Закон, регулирующий отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционных промыслов, образа жизни и хозяйствования, работает. По нему проведено восемь этнологических экспертиз. В своих выступлениях на переговорных площадках и пленарном заседании некоторые делегаты II Съезда Союза общин коренных малочисленных народов Севера республики предложили изменить методику исчисления размера возмещения ущерба, причиняемого промышленными компаниями деятельности общин. В частности, такие предложения были озвучены на переговорной площадке на тему «Община как субъект экономической поддержки государства», проведённом председателем постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Еленой Голомарёвой.
 
Ольга Мурашко отметила, что в своё время Минрегионом России была подготовлена методика, которая «не была проведена через Министерство юстиции РФ и носит рекомендательный характер». «Зато у субъектов Российской Федерации есть возможность разработать свою методику исчисления размера возмещения ущерба, которая применительна именно к этим условиям. Во всех регионах есть свои особенности, методика не может быть универсальной», – пояснила она. По словам эксперта, сегодня над проектом федерального закона об этнологической экспертизе работает Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН).
 
Кроме того, Ольга Мурашко выразила поддержку проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 16 Закона Российской Федерации «О недрах», разработанному парламентом Якутии пятого созыва под председательством Александра Жиркова. Народные депутаты республики предложили урегулировать вопрос обеспечения социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на территории, задействованной в недропользовании, путём внесения изменений в содержание лицензии на пользование недрами.
 
Согласно вносимым изменениям, лицензия и её неотъемлемые составные части должны содержать условия участия в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации и муниципального образования, согласованные с регионом и муниципалитетом, на территории которых ведутся работы, связанные с пользованием недрами. Также предлагается дополнить статью 16 Закона РФ «О недрах» нормой о том, что органы исполнительной власти регионов относительно участков недр, находящихся на их территориях, должны осуществлять согласование условий участия в социально-экономическом развитии субъекта РФ и муниципального образования.
 
«Правильно. Такая норма будет действовать на всё время реализации промышленного проекта – на 49 лет, и на время после реализации проекта – на время ликвидаций его последствий. Конечно, поддерживаю такую законодательную инициативу», – сказала Ольга Мурашко.
 


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика