// ЦС КМНС - Реестр КМНС нарушает Конституцию РФ и международные нормы права
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Август 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

ЦС КМНС член Арктического Университета

    Фонд "Батани"
batani
Абориген Экспо Тур
aborigen expo

Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Реестр КМНС нарушает Конституцию РФ и международные нормы права

Проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», касающиеся создания реестра коренных малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности, опубликован на портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта будет способствовать достижению прозрачности и объективности при рассмотрении вопросов о предоставлении социально-экономической поддержки коренным малочисленным народам, включая право на приоритетный доступ к ресурсам.

Заключение «Абориген Форума», неформального объединения экспертов и лидеров общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, на проект федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»


Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» противоречит Конституции Российской Федерации (ст. 26, 69), а также общепризнанным принципам и нормам международного права. Предлагаемый в проекте командно-административный способ формирования и ведения федерального реестра информации о малочисленных народах не соответствует объявленной цели законопроекта «реализации предусмотренных законодательными актами Российской Федерации социальных и экономических прав лиц, перечисленных в частях 1 и 3» ст.3 № 82-ФЗ. Гарантированные законами права граждан, предусмотренные, в том числе, в конституционном законе № 82- ФЗ, не могут быть ограничены административным нормативно-правовым актом.

В законопроекте не предусмотрено участие представителей коренных малочисленных народов в подготовке «Правил формирования и ведения федерального реестра информации о малочисленных народах», а также в самом формировании и ведении указанного реестра. Это противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, а именно «коренные народы и лица коренных народов имеют право принадлежать к коренной общине или народности в соответствии с обычаями и традициями такой общины или народности. Осуществление такого права не может быть сопряжено с какой-либо дискриминацией».

В проекте закона не установлено, кто именно, по каким критериям, на основе каких источников информации, будет формировать и вести реестр, то есть, включать в реестр «лица, перечисленные в частях 1 и 3» ст.3 № 82-ФЗ, что может создать угрозу привнесения коррупционной составляющей в процесс реализации закона.

В связи с вышесказанным проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в предложенном виде  должен быть снят с рассмотрения Государственной Думой Российской Федерации.


Комментарий эксперта

Ольга Мурашко, этнолог, НИИ и Музей антропологии МГУ


Нельзя не согласиться с заключением участников Абориген форума по проекту  федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

К Заключению участников АФ хотелось бы добавить следующее.

Обсуждаемый проект федерального закона очень краткий документ, из которого можно понять, что его регулятивный смысл будет содержаться в «Правилах формирования и ведения федерального реестра информации о малочисленных народах»,  которые, судя по тексту законопроекта, должно утвердить «Правительство Российской Федерации в срок не позднее 30 дней с момента вступления в силу настоящего Федерального закона».

Некоторый свет на эти правила и замысел авторов законопроекта проливает «Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов ‎Российской Федерации», опубликованная на том же сайте в разделе «Информация по этапу».

В «Пояснительной записке» сказано, что Правительство Российской Федерации предлагается наделить полномочиями по утверждению Правил формирования и ведения федерального реестра информации о малочисленных народах (далее – федеральный реестр) и определению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на формирование и ведение федерального реестра. Представляется, что данным органом станет ФАДН России» - он же автор законопроекта.

Далее сообщается, что «В соответствии с конвенциями ООН и МОТ, т.е. обязательствами Российской Федерации по сохранению и поддержке малочисленных народов, поддерживать необходимо только категории населения, которые ведут традиционный образ жизни и занимаются традиционной хозяйственной деятельностью, что существенно отличается от образа и уровня жизни основной части населения страны.

В связи с этим, в федеральный реестр включаются граждане России, которые проживают в местах традиционного проживания, осуществляют традиционную хозяйственную деятельность и ведут традиционный образ жизни. В случае, если хотя бы одно из условий не выполняется, гражданин не может быть включен в реестр».

Позволю себе заметить, что в данной цитате  толкование «конвенций ООН и МОТ» выглядит очень странно.

Напомню, в Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169] в ст. 1 сказано:

1. Настоящая Конвенция распространяется:

a) на народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;

b) на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты.

2. Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции.

В Декларации ООН о правах коренных народов в статье 9 указано: «Коренные народы и лица коренных народов имеют право принадлежать к коренной общине или народности в соответствии с обычаями и традициями такой общины или народности. Осуществление такого права не может быть сопряжено с какой-либо дискриминацией».

О праве граждан самим определять и указывать свою национальную принадлежность говорится и в статье 26 Конституции Российской Федерации.

Но, противореча общепризнанным международным принципам и нормам, а также Конституции РФ, авторы законопроекта в Пояснительной записке  далее сообщают:

«Формирование федерального реестра будет осуществляться в порядке межведомственного взаимодействия путем сопоставления данных о регистрации граждан Российской Федерации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, получаемых от МВД России, а также информации, предоставляемой ФНС России, о налоговых отчислениях налоговых резидентов, являющихся членами общин малочисленных народов или индивидуальными предпринимателями, занимающимися традиционной хозяйственной деятельностью и ведущими традиционный образ жизни.
… При этом заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут обязаны запрашивать информацию из федерального реестра, а не истребовать ее от граждан, как это практикуется в настоящее время и зачастую порождает ущемление прав».

По-моему «ущемление прав» порождает предложенный механизм (правила) формирования реестра.
Т.е., в противоречие  международным принципам и нормам, Конституции РФ, право граждан, относящих себя к коренным народам, учитываться не будет? Только данные МВД и ФНС?

Но имеется ли у МВД информация о национальной принадлежности всех  представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока?  Если да, то вообще, зачем составлять реестр? Достаточно запросить МВД. А , если нет…?

Настораживает также и отсылка к данным ФНС «о налоговых отчислениях налоговых резидентов, являющихся членами общин малочисленных народов или индивидуальными предпринимателями, занимающимися традиционной хозяйственной деятельностью и ведущими традиционный образ жизни».

Какая часть представителей коренных народов Севера, на сегодняшний день, включена в эти данные ФНС?

Возникает опасение, что, если составители реестра будут руководствоваться описанным метолом «межведомственного взаимодействия», то многие оленеводы частники, и, вообще, неорганизованные в юрлица представители КМНС, имеющие по российскому законодательству право вести традиционный образ жизни, осуществлять традиционные виды деятельности, на начальном этапе формирования реестра в него не попадут!

Далее авторы законопроекта сообщают: «Для разрешения спорных ситуаций в период формирования федерального реестра, при ФАДН России должна быть создана межведомственная комиссия, которая должна рассматривать спорные ситуации с ведением федерального реестра».

Из текста законопроекта и пояснительной  записки не ясно, по каким критериям, и на основании какой информации будут приниматься решения этой комиссии в спорных ситуациях?

В связи с выше сказанным большое удивление вызывает информация  ИЦ АКМНСС и ДВ РФ, что «Изменения в проект Федерального закона  "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 года №82-ФЗ разработаны Федеральным агентством по делам национальностей совместно с Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». (http://www.raipon.info/info/news/2392/)

Неужели у представителей АКМНСС и ДВ РФ не возникли при обсуждении  законопроекта и пояснительной записки те же сомнения и вопросы, высказанные в предлагаемом комментарии?

Представляется, что данный законопроект, появление которого обусловлено поручением Президента РФ обеспечить до 1 марта 2016 года,  разработку законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование порядка добровольного отнесения граждан к малочисленным народам, в том числе ведущих традиционный образ жизни в местах традиционного проживания, и их учета (Перечень поручений Президента Российской Федерации № К 503 от 08 июля 2015 года), и предлагаемые в Пояснительной записке механизмы его реализации, противоречащие Конституции Российской Федерации, а также общепризнанным международным принципам и нормам, не сможет выполнить поставленной задачи.

По моему мнению, предлагавшиеся ранее вкладыши или записи в паспорте, на основании определений и указаний самими гражданами своей национальности, выглядят более реально и соответствуют российским и международным нормам. Эти записи и следует, затем учитывать в реестре для целей «реализации предусмотренных законодательными актами Российской Федерации социальных и экономических прав лиц, перечисленных в частях 1 и 3» Федерального конституционного закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».









Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика