// ЦС КМНС - Норильчан познакомили с обрядовым миром долган
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Март 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 29 30 31    

ЦС КМНС член Арктического Университета

    Фонд "Батани"
batani
Абориген Экспо Тур
aborigen expo

Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia

Всемирная конференция
коренных народов 2014
w conf ip












 

 

Норильчан познакомили с обрядовым миром долган

dolg2Таймырский Дом народного творчества продолжает погружать жителей Норильска в мир обрядов коренных народов полуострова. На этот раз этно-десант в промышленный город был брошен для проведения в Публичной библиотеке г.Норильска этно-семинара «Культ женщины у долган».






Долганская этно-фольклорная группа «Юргель», название которой в переводе означает «созвездие или плеяда звезд», представила традиционную культуру долган: песни, обряды, обычаи, связанные с культом женщины в те времена, когда матриархат играл важную роль. Семинар прошел в интерактивной форме – для участников были представлены яркие сцены из жизни этого северного народа.

Первыми жрецами огня были женщины. Они обязаны были следить за огнем и делать ему приношение, как хранительницы домашних святынь. У всех тюркоязычных народов первых служительниц культа - шаманок, обозначали термином «удаган». И на семинаре был исполнен ритуальный танец шаманки.

dolg4Далее участницы группы продемонстрировали обряд «кормления Огня». С давних времен люди почитают и уважают огонь. По воззрениям долган, огонь – живое существо, обладающее способностью движения. У долган хранительницей очага всегда была женщина. Во время обряда два кусочка жира бросаются в огонь со словами благопожелания.

Когда ставят чум, четыре шеста устанавливают под острым углом, и получается как бы остов пирамиды. Эти четыре шеста назывались суона и считались местом обитания духов хозяев, охраняющих обитателей чума. Чтобы не обидеть духов-хозяев, нельзя было на суона делать зарубок ножом. Их обмазывали кровью диких оленей или окуривали жиром. Шаманы при камлании всегда обращались за помощью к духам-хозяевам суона.

В каждом чуме над Огнем располагался крюк, который по обычаю долганы никогда не оставляли свободным, кормили и оберегали. Сделав новый крюк, обмазывали его жиром дикого оленя, произносили следующие слова: «Котел, который будет висеть на тебе, в продолжение всего твоего существования, пусть будет с содержимым, будь счастливым крюк!».

dolg1Желая предохранить ребенка от злого духа, долганы подвешивали к колыбели мальчика с левой стороны деревянный или железный лучок со стрелой, с правой же стороны – деревянную модель ножичка в ножнах. Каждая мать пела колыбельную песню.

Участникам семинара продемонстрировали обряд для мальчика и танец «Дига-Баба».

Следующая сцена была посвящена любовной теме. У долган был такой обычай: молодой человек просил женщину – «суорумджу» передать свое колечко девушке. Если девушка симпатизировала молодому человеку, она забирала его кольцо, и это являлось знаком, что он теперь может просить у нее подарок для себя. При этом девушка говорила суорумджу: «Если он действительно имеет на меня виды, пусть сам выпрашивает подарок». При этом, отдавая кольцо, девушка назначала время уплаты колыма и личной встречи.

dolg3После прозвучавшей песни влюбленной девушки, был показан обряд одевания невесты. Наряд долганской невесты частично связан с образом одежды дочери Айыы. В долганских эпосах и сказаниях описываются браки между верхними божествами и людьми. Дети от этих браков становятся стражами среднего мира и прародителями древних родов долган. Таким образом, появление человека связано с божественным благопожеланием Айыы – тойоном. Металлические украшения символизируют свет, и блеск небесного светила, как напоминание непрерывной связи между верхним и среднем миром.

Закончился этно-семинар фрагментом танца «Хейро». Мероприятие вызвало интерес у жителей Норильска, они почерпнули много нового и, надеемся, стали ближе к древней культуре удивительного северного народа - долган.






Таймырский Дом народного творчества






Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика