// ЦС КМНС - В Совете Федерации обсудили проблемы и перспективы законодательства о территориях традиционного природопользования КМНС
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Декабрь 2020 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

В Совете Федерации обсудили проблемы и перспективы законодательства о территориях традиционного природопользования КМНС

ps sf116 мая в Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «О проблемах и перспективах совершенствования федерального законодательства о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».










В парламентских слушаниях приняли участие профильные комитеты обеих палат Федерального Собрания РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, общественных и научных организаций.

Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера готовил слушания несколько месяцев. Запросил рекомендации из регионов, пригласил в Москву их руководителей, а также федеральных министров — юстиции и регионального развития. 

Вёл слушания заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров. Проблемы коренных народов он знает по работе в Якутии: в компании «Алроса», в Госсобрания (Ил Тумэн), президентом Республики. Он сразу обозначил проблемы:
- Законы, защищающие коренные народы, у нас неплохие. Но не всегда выполняются, — из-за отсутствия подзаконных актов. Второе. Некоторые из этих законов противоречат — Земельному кодексу, и другим. Нужен новый массив законодательства. Не отдельные меры, а скоординированная работах всех сторон, отвечающих за благополучие коренных народов.

Замруководителя администрации Президента, бывший дагестанский спикер и президент Магомедсалам Магомедов поблагодарил сенаторов «за то, что оправдывают статус палаты регионов». Он назвал Россию лидером по уровню образованности коренных народов, а по выплатам им со стороны бизнеса — следующей после Канады.

Министр регионального развития Игорь Слюняев согласился с Вячеславом Штыровым, что некоторые законы работают плохо: 49-й закон, «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (КМНС) не работает. Число нацобщин растёт, бюджетное финансирование падает.

Игорь Слюняев предложил внести изменения в действующее законодательство в части упорядочения вопроса создания общин коренными малочисленными народами, четко установить территории традиционного природопользования. "На сегодняшний день критериев по этому вопросу не существует, и это приводит к различного рода сложностям, связанным с включением или исключением муниципальных образований, где компактно традиционно проживают представители этих народностей", — пояснил министр. 

Первый замминистра сельского хозяйства, занимающийся распределением квот на охоту и рыболовство, Игорь Манылов признал нерадивость некоторых чиновников и выразил готовность воспринимать критику. Он видит проблему в том, что нацобщины завышают запросы на квоты, те остаются невыбранными, и другим, например, научному флоту, не хватает объёмов. Есть, особенно на Камчатке, и случаи регистрации псевдоообщин — ради выделения им земель и квот.

За 13 лет с момента принятия этого документа подзаконные акты, необходимые для его функционирования, так и не были разработаны. В итоге, как отметил министр юстиции Александр Коновалов, ни одной территории традиционного природопользования в России так и не было создано. Кроме того, появились другие федеральные законы - земельный кодекс, лесной кодекс, закон о рыболовстве, с которыми 49-ФЗ входит в противоречие. 

ps sf2По словам и.о. президента Республики Саха (Якутия) Егора Борисова, "много хороших вещей в интересах малых народов заложено в наших законах, правовых актах, но по жизненной практике их исполнение не гарантировано". "Люди на местах прямо выражают своим настроением, они говорят, что такие хорошие законы их раздражают", - отметил Борисов. И.о. главы Якутии предложил дополнить 49-ФЗ положениями и порядке образования территорий традиционного природопользования, создать механизм проведения этнологической экспертизы, а также внести поправки в земельный и лесной кодексы с учетом прав коренных малочисленных народов. Борисов также необходимым принятие на федеральном уровне закона об оленеводстве, которые способствовал бы сохранению этого элемента традиционного уклада жизни северных народов.

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт выделил сложности с реализацией федерального закона о территориях традиционного природопользования отсутствием ряда подзаконных актов. В Хабаровском крае уже несколько лет предпринимается попытка создания модельной территории традиционного природопользования федерального значения в Ульчском районе.   Это необходимо для того, чтобы коренные народы имели законное право вести хозяйственную деятельность в местах традиционного проживания. К сожалению, вопрос образования этой территории до настоящего времени не решен из-за того, что на федеральном уровне не принято необходимых нормативных актов и не выделяются средства на организацию данной работы.

«Поскольку с момента принятия закона ни одной территории традиционного природопользования федерального значения не создано, Правительство края приняло решение о создании территорий регионального значения. Принято соответствующее положение, устанавливающее правовой режим таких территорий. С просьбой о такой территории уже обратились коренные народы Тугуро-Чумиканского муниципального района. Подготовлено задание на комплексное обоснование устройства такой территории. В рамках программы развития коренных малочисленных народов края предусмотрена поэтапная работа по актуализации границ и внутреннего устройства территорий традиционного природопользования, созданных более 20 лет назад», - отметил Вячеслав Шпорт.

Губернатор Хабаровского края подчеркнул, что главная правовая проблема в том, что в законе о территориях традиционного природопользования не урегулированы важные вопросы, позволяющие оптимально сочетать интересы коренных малочисленных народов на традиционное природопользование и социально-экономическое развитие северных территорий.

Участники слушаний обратили внимание также на невозможность определения национальной принадлежности коренных малочисленных народов, что затрудняет доступ к биоресурсам и социальным гарантиям.

Отмена графы "национальность" в паспортах граждан Российской Федерации привела к тому, что представители коренных малочисленных народов, имеющих право на льготы и субсидии, не имеют законной возможности доказать свою национальность, заявил министр юстиции Александр Коновалов.

"Есть очевидные лакуны в законе, которые оставляют неурегулированными важные практические вопросы, есть определенная проблема формального подтверждения национальной принадлежности лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам, по понятным причинам: отсутствия соответствующих указаний в паспортах граждан Российской Федерации", - отметил Коновалов.

По словам главы Росстата Александра Суринова, статистики имеют право собирать информацию о национальности граждан лишь раз в десять лет, в период проведения общероссийской переписи населения. В интервале между переписями собрать эту информацию не представляется возможным: права граждан защищает 26-я статья Конституции, в которой сказано, что никто не может быть принужден к определению своей национальности. Федеральное законодательство определяет лишь регионы, где имеются места традиционного проживания малых народов, но не позволяют разделить их жителей по национальному признаку. В итоге весь Ненецкий автономный округ оказывается территорией проживания аборигенов, в том числе столица региона Нарьян-мар, где они почти не проживают.

ps ttpАктуальность проблемы связана с тем, что принадлежность к коренному малочисленному народу дает право на получение ряда льгот и преференций, особенно в экономической сфере. По словам Суринова, есть немало примеров, когда предприниматели через суд добивались признания представителем малого народа, не являясь им на самом деле, чтобы получить доступ к биоресурсам.

Решить проблему, по мнению спикера заксобрания Ямало-Ненецкого автономного округа Сергея Харючи, можно путем внесения изменений в законодательство, которые бы позволили вносить в удостоверение личности информацию о национальности по желанию гражданина. "Национальную принадлежность возвели в ранг государственной тайны, не дай бог господа буржуины и капиталисты узнают, сколько у нас аборигенов, татар, русских, украинцев, - отметил он. - Я не понимаю, почему нельзя написать в документе, что гражданин может по желанию записывать свою национальность? Почему мы решаем наших людей права определять свою национальность?".

Председатель Союза общин КМНСС и ДВ РФ Алексей Лиманзо считает правильным сегодня принять во внимание со стороны руководства Минрегиона вопрос о порицании подведомственных федеральных чиновников, на которых лежит ответственность за бездействие и отсутствие продвижения федерального закона о ТТП. «За 13 лет ничего не создано и не реализовалось по этому фундаментальному для развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока закону. Фактически коренные народы были лишены на этот период  сделать важный шаг в своем развитии». «Мы считаем, для коренных малочисленных народов ТТП должны стать территориями развития. Ставка только на сохранение, а теперь возврат к традиционному образу жизни ущемляет права коренных малочисленных народов России. Странно слышать от чиновников высокого ранга о том, что равенство коренных малочисленных народов по отношению с другими народами определяется в использовании последними луков и стрел, без права  приоритетного развития на территориях традиционного проживания и природопользования. К сожалению, у таких чиновников отсутствуют знания и понимание - какими правами сегодня обладают коренные малочисленные народы. В этом случае необходимо развивать процесс самообучения и тесного взаимодействия с организациями коренных народов», - заявил Алексей Лиманзо. 

Как отметил заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров, завершая слушания, необходимо не только создать условия для сохранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов, но и дать им возможность превратить свои народные промыслы в бизнес. "Помочь откровенно и прямо: без всяких конкурсов наделить их участками, понимая, что они будут использоваться в хозяйственном обороте", - считает сенатор. Он также отметил, что оформлению этих идей в законодательные акты мешают "лоббистские силы бизнеса". "Когда мы за это примемся, надо будет коренным образом менять подходы", - заявил Штыров.

По итогам слушаний в Совете Федерации были выработаны рекомендации по внесению изменений в действующие и готовящиеся федеральные законы, а также по созданию в верхней палате временной комиссии по вопросам совершенствования законодательства о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в компетенцию которой войдет подготовка ежегодного доклада о состоянии законодательства в сфере защиты прав коренных малочисленных народов.


Источник: Центр содействия КМНС с использованием материалов СМИ


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
#1 Анастасия 08.02.2015 06:12
В Республике Алтай власть понятие "Территория традиционного природопользова ния" игнорирует, даже отказали обсудить в этот вопрос на парламентских слушаниях.
 
 
 
Яндекс.Метрика