// ЦС КМНС - Родион Суляндзига: Мне было важно и интересно посмотреть на процесс изнутри и внести свои предложения
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Ноябрь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Родион Суляндзига: Мне было важно и интересно посмотреть на процесс изнутри и внести свои предложения



Интервью с членом Экспертного механизма ООН по правам коренных народов


rvs2В Женеве 15-19 июля прошла 12-ая сессия Экспертного механизма по правам коренных народов. Впервые в составе членов этого механизма ООН принял участие Родион Суляндзига, который был избран в этом году от региона «Центральная и Восточная Европа, Российская Федерация, Центральная Азия и Закавказье».

Родион, вы много лет участвовали в заседаниях Экспертного механизма как представитель своего народа, общественного движения коренных малочисленных народов России. На этот раз вы выступили как эксперт в составе членов этого механизма ООН по правам коренных народов. Расскажите, в чем отличие от участия в предыдущих сессиях от нынешней сессии, в чем особенности?

- Безусловно, существует принципиальная разница, когда ты участвуешь в работе сессии в качестве обычного делегата от коренных народов, которых порядка 300 человек каждый год или в качестве члена Экспертного механизма, когда непосредственно и напрямую работаешь с первичными документами, формированием повестки дня и принятием определенных решений по итоговым документам. Это была моя первая сессия в качестве члена Экспертного механизма и несомненно она запомнится, прежде всего, как первый практический опыт и интенсивным графиком работы, различных встреч и параллельных мероприятий.

- Основная тема обсуждения этой сессии: "Исследование и рекомендации в отношении прав коренных народов в контексте границ, миграции и перемещения". Как это тема касается коренных малочисленных народов России и с какими проблемами они сталкиваются?

- Да, это было новое тематическое исследование Экспертного механизма и мне было важно и интересно посмотреть на процесс изнутри и внести свои предложения. В ходе обсуждения доклада я обратил внимание и подчеркнул, что миграция также может быть не только внешней и вынужденной, но и внутренней и добровольной. Необходимо также подчеркнуть разницу между вынужденной миграцией коренных народов и кочевым образом жизни и добровольной миграцией, присущим для ряда коренных народов.

В Российской Федерации есть коренные народы (ненцы, эвенки и другие), исторически проживающие на огромных территориях Арктики, Сибири и Дальнего Востока и продолжающие вести кочевой и полукочевой образ жизни, связанный с домашним оленеводством, охотой и рыболовством. И это является их фундаментальной основой жизни, культурным, языковым и историческим наследием, правом на самоопределение и собственное развитие, закрепленным в Декларации ООН по правам коренных народов.

Главной угрозой в контексте их миграции, нарушения прав и традиционного образа жизни является промышленная экспансия и освоение их исторических земель и вод природобывающими компаниями, включая нефтегазовый сектор, золото, угольные и другие корпорации. Все это ведет к сокращению и изыманию из оборота пастбищ, лесных, охотничьих и рыболовных ресурсов, захвату земель, загрязнению огромных территорий и водных ресурсов хрупкой природы Арктики и Сибири. И все это усугубляется на фоне негативных влияний изменения климата, добавляя непредсказуемость погоды, природных катаклизм в виде наводнений, пожаров, засух, смены миграций диких животных и ограничения доступа к традиционному питанию. Уже много лет коренные народы Севера борются за принятие закона о северном оленеводстве, которое бы позволило защитить кочевые народы Севера России, но безуспешно.

- Какие еще темы обсуждали на сессии?

- Спектр обсуждаемых вопросов был довольно широким, включаю вопросы реализации положений Декларации ООН о правах коренных народов на национальном уровне, было много громких заявлений о нарушениях прав коренных народов в различных странах. Повестка дня заседаний была богатой и наполнена разными вопросами.

Три особых момента хочется отметить. Первое, в ходе сессии впервые была проведена панельная дискуссия с участием женщин - политиков из числа коренных народов, работающих на различных должностях в правительствах или парламентах национальных стран, которые поделились своим опытом работы и борьбой за права коренных народов. От России в качестве панелиста выступила Анна Отке, член Совета Федерации, представляющая Чукотский АО.

Второе, впервые в в рамках сессии члены Экспертного механизма провели неформальные встречи со своими регионами, которые они представляют. Это хорошая практика и нововведение работы Экспертного механизма, которая позволяет каждому члену провести живую встречу с делегатами коренных народов из своего региона и обменяться мнениями и ситуацией по правам коренных народов в разных странах региона.
И третье. Экспертный механизм успешно начал реализацию своего нового мандата по страновым визитам. Первые визиты членов Экспертного механизма прошли в Финляндии, Мексике и Новой Зеландии. Отдельная панель была посвящена визиту в Новую Зеландию, что важно было услышать для всех будущих принимающих стран.

- Участвовали ли в заседаниях представители коренных народов России и какие проблемы они озвучили?
rvs1
- В основном коренные народы и коренные малочисленные народы Севера России были представлены участниками стажировки ООН по правам коренных народов, восемь человек, представляющие разные регионы и народы. Группа в целом мне показалась мобильной и работоспособной и надеюсь, что кто-то из их числа станет лидером своего народа. Часть из них выступали и озвучили проблемы своих народов, например, на ограничение традиционного рыболовства и сохранения своих языков. Были и представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но цельных и аналитических заявлений по ситуации с правами КМНС не было заявлено. Активно работали делегаты от крымских татар, чья ситуация с нарушениями прав безусловно заслуживает внимания и требует разрешения, несмотря на сложность и чувствительность вопроса.

- Заседания Экспертного механизма проходят раз в год. Но ведь ваша работа не завершается только сессией? Какие дальнейшие планы?

- С окончанием 12-й сессии Экспертного механизма работа не заканчивается, а только продолжается. Новой темой исследования Экспертного механизма в 2020 году будет право на землю, непростой, но фундаментальный вопрос для всех коренных народов. Уже в сентябре этого года мы проведем экспертный семинар на эту тему в Претории (ЮАР), чтобы обсудить и обозначить основные вопросы и параметры исследования. Там же и состоится межсессионная встреча членов Экспертного Механизма. Параллельно идут согласования и переговоры с делегациями коренных народов и национальными правительствами по организации страновых визитов в 2019-2020 годах.

- Спасибо и желаю вам успехов в вашей работе.


Беседовала Ирина Курилова, Илкэн


Справка

Экспертный механизм по правам коренных народов (ЭМПКН) является вспомогательным органом при Совете по правам человека ООН (СПЧ) и  был учрежден в 2007 году.

ЭМПКН состоит из семи независимых экспертов, по возможности из представителей коренных народов. Они назначаются на трехлетний срок с возможностью продления мандата еще на один срок. Для наилучшей представленности коренных народов мира определены семь социокультурных регионов их проживания (Африка; Азия; Центральная и Южная Америка и страны Карибского бассейна; Арктика; Северная Америка; страны Тихоокеанского региона; Восточная Европа, Россия, Центральная Азия и Закавказье).

Сессии ЭМПКН проходят ежегодно в течение одной недели, как правило, в июле. Место заседаний – Дворец Наций ООН, Женева.

Чем занимается Экспертный механизм

Экспертный механизм обеспечивает СПЧ экспертным опытом и консультациями по вопросам коренных народов. Исследования и анализ проводятся на основании информации, предоставленной всеми наблюдателями, в том числе представителями государств и коренных народов. ЭМПКН предоставляет для рассмотрения и утверждения СПЧ свои тематические исследования и рекомендации. Поэтому очень важно, чтобы организации коренных народов предоставляли экспертам ЭМПКН запрашиваемую ими информацию.

Чем Экспертный механизм не занимается

Он не уполномочен получать или передавать жалобы и сообщения о правонарушениях. Рассмотрение ситуаций в отдельных странах относится к мандату Специального докладчика по вопросу о правах коренных народов, других Специальных докладчиков, договорных органов ООН по правам человека или Универсального периодического обзора (УПО).


Читайте также:

В Женеве идет заседание Экспертного механизма по правам коренных народов

Родион Суляндзига избран в Экспертный механизм ООН по правам коренных народов




Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика