// ЦС КМНС - Из перечня особо охраняемых природных территорий исключены территории традиционного природопользования КМНСС и ДВ - комментарий
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Декабрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

ЦС КМНС член Арктического Университета

    Фонд "Батани"
batani
Абориген Экспо Тур
aborigen expo

Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Из перечня особо охраняемых природных территорий исключены территории традиционного природопользования КМНСС и ДВ - комментарий

Законопроект о внесении изменений в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Государственной думой во втором и третьем чтениях 18 декабря 2013 г. и подписан Президентом РФ 28 декабря 2013 г. не смотря на многочисленные протесты специалистов и общественности.

Закон предусматривает внесение многочисленных изменений в федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", концептуально меняющих этот закон. Кроме того, предусматривается внесение изменений в федеральные законы "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", "Об экологической экспертизе", "Об охране озера Байкал", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", Земельный и Лесной кодексы РФ.

По мнению специалистов, внесенные поправки направлены на уничтожение заповедной системы Российской Федерации. Эти поправки, с одной стороны, создают условия для практически неограниченной хозяйственной деятельности, связанной с использованием заповедников и национальных парков, а с другой стороны - создают основы для будущих конфликтов между местным населением и особо охраняемыми природными территориями, главным образом - национальными парками.

Закон вводит порядок платного посещения территорий заповедников и национальных парков для отдыха и туризма. До принятия закона посещение территорий заповедников для этих целей было запрещено, посещение национальных парков было бесплатное. Поправки определяют, что "за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма" и "за посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха" взимается плата, порядок определения которой устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти (сейчас это Минприроды России).

Закон отменяет статус территорий традиционного природопользования как особо охраняемых природных территорий. Против этого изменения статуса ТТП в последние годы совместно протестовали АКМНСС и ДВ РФ и Комитет по делам национальностей Государственной Думы и за него публично ратовали представители Минрегиона России.

Лишение ТТП статуса ООПТ влечет за собой отмену запретов, распространяющихся на все ООПТ. Например, таких как: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Исключив слово «природные» из определения ТТП в ст. 1 и 5 ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" принятый Закон оставляет за ТТП статус «особо охраняемых территорий». Что же это за статус?

Согласно Земельному кодексу РФ (ст. 94)

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

В ст. 97 ЗК РФ «Земли природоохранного назначения» содержится положение о том, что «В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации».

Таким образом, в настоящее время ТТП, согласно приведенным статьям Земельного кодекса, определяются как «особо охраняемые территории», а именно «земли природоохранного назначения».

Порядок природопользования на ТТП установлен ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", границы определяются Правительством Российской Федерации.

Будет ли новый статус территорий традиционного природопользования способствовать процессу образования ТТП и каким будет порядок их использования и режим охраны, по-прежнему зависит от Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления и активности объединений КМНС на местах, от которых зависит инициирование процесса образования ТТП.

Ольга Мурашко
 
 
Яндекс.Метрика