Национальный парк и коренные народы: риски и возможности
- Подробности
-
Опубликовано 26.04.2014 18:26
18 апреля с.г. в г. Владивостоке состоялся Экспертный Круглый стол «Национальный парк и коренные народы: риски и возможности». Организатором мероприятия являлся Международный фонд развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Батани» в партнерстве с Общественной Палатой РФ и Центром содействия коренным малочисленным народов Севера.
Участниками Круглого стола стали жители села Красный Яр, представители национальных общин Приморского и Хабаровского краев, общественных организаций, экологи, этнографы, ученые, эксперты, представители муниципальной власти, органов власти Приморского края, представители Международной рабочей группы по коренным народа (IWGIA, Дания), Глобального Экологического Форума «Тайга Форум» (Япония).
Ведущими Круглого стола были Сергей Петрович Сидоренко, вице-губернатор Приморского края и Павел Васильевич Суляндзига, член Общественной Палаты РФ.
Во время открытия Круглого стола Сидоренко Сергей Петрович отметил, что Губернатор Приморского края дал поручение начать работу над созданием национального парка «Бикин» с основ, а именно с совершенствования законодательства, регулирующего деятельность особо охраняемых природных территорий (ООПТ), территорий традиционного природопользования (ТТП), традиционную охоту, рыболовство, туризм, так как при действующем законодательстве невозможно учесть интересы коренных жителей и гарантировать их право. В то же время Сергей Петрович обратил внимание на то, что антропогенный пресс (неконтролируемый туризм, природопользование, отсутствие охраны) на территорию Бикина растет в геометрической прогрессии, что приведет к его необратимому истощению.
Суляндзига Павел Васильевич, член Общественной Палаты РФ, отметил правильный подход Губернатора Приморского края: «Администрация Президента РФ также поддерживает позицию Приморского края. Министерство природных ресурсов РФ в свою очередь торопится исполнить поручение Президента РФ, не учитывая возникновения гарантированных в будущем проблем и конфликтов.
Необходимо проведение интенсивных переговоров с жителями Красного Яра, неприемлемы жесткие позиции. Всегда можно найти решение, удовлетворяющее всех. Опасения жителей Красного Яра обоснованы, так как действующее законодательство не позволяет развиваться.
Национальный парк может дать сильный толчок к развитию села – охрана природы, дополнительные рабочие места, финансирование из бюджета, строительство инфраструктуры. В то же время создает угрозу такую как бесконтрольность руководства парка со стороны жителей Красного Яра. Местные жители должны иметь возможность влиять на все решения руководства парка. Поэтому целью данного Круглого стола является – выработать предложения тем, кто принимает решение о создании парка».
Почекунин Алексей Сергеевич, директор Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, в своем выступлении предложил следующие изменения в ФЗ «Об особо охраняемых природных территорий»:
- проведение этнологической экспертизы при создании национальных парков в местах проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС);
- гарантии не лимитированного, бесплатного посещения территории национального парка коренными малочисленными народами Севера;
- участие в органах управления национального парка Постоянного совета КМНС;
- гарантии сохранения и развития условий ведения традиционного образа жизни КМНС;
- недопущение уменьшений первоначально установленной площади зоны традиционного экстенсивного природопользования;
- управление зоной традиционного экстенсивного природопользования производить только при учете мнений и рекомендаций Совета КМНС.
Ольга Ануфриевна Мурашко, Московский Государственный Университет им М.В. Ломоносова, эксперт Госдумы РФ по вопросам коренных народов: «В первое десятилетие нового века я принимала участие в нескольких проектах, осуществленных в России UNDP-GEF «Сохранение биоразнообразия лососевых Камчатки и их устойчивое использование», «Демонстрация устойчивого сохранения биоразнообразия на примере четырех охраняемых территорий Камчатской области», затем в проекте UNEP-GEF «Российская Федерация – Поддержка Национального плана действий по защите арктической морской среды» в части разработки демонстрационных проектов по соуправлению коренных народов в трех Арктических регионах, НАО, ЯНАО, Республика Саха (Якутия). Во всех проектах разрабатывались модели соуправления с участием коренных народов, в том числе, и на ООПТ на основе руководящих принципов Конвенции о биоразнообрации по партнерским взаимоотношениям коренных народов, государства и бизнеса. К сожалению, мне пришлось убедиться в том, что все благие намерения в ходе реализации проектов поддерживались региональной властью и МПР, который был непременным участником всех перечисленных проектов, но затем разработанные модели и документы перерабатывались тем же МПР (министерство природных ресурсов), и все созданные ООПТ развивались на основе существующих управленческих стандартов МПР и формального соответствия их действующему законодательству. В результате чего традиционное природопользование на ООПТ приходило в упадок, зачатки соуправления затухали, сменяясь постоянными конфликтами. Там, где развивался туризм, коренное население было от него отстранено. Далее следует рассказ о воздействии на традиционное природопользование функционирования Государственного природного заказника «Ненецкий», Природных парков Быстринский и Налычево, Командорского государственного биосферного заповедника в Камчатском крае. Это происходило и происходит по причинам того, что все начинания по учету интересов коренного и местного населения не имели поддержки в законодательстве. Правительство и главный игрок в этой сфере МПР последовательно отрицал все попытки совершенствования федерального законодательства в сфере реализации прав коренного и местного населения на ООПТ. Предложения. При создании любой формы ООПТ в бассейне реки Бикин необходимо предварительно внести изменения в федеральное законодательство об особо охраняемых природных территориях, создаваемых в местах исторического расселения, традиционного проживания и хозяйственной деятельности указанных народов в части обеспечения приоритетного использования объектов животного и растительного мира на ООПТ в целях сохранения традиционного образа жизни и развития традиционной хозяйственной деятельности, участия в подготовке, принятии решений об образовании ООПТ и в управлении и охране созданными ООПТ, обеспечения проведения оценки воздействия проектов ООПТ на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и условия осуществления традиционного природопользования. Для оценки ущерба рекомендуется использовать Методику исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Суляндзига Родион Васильевич, директор Центра содействия коренным малочисленным народов Севера, обратил внимание участников Круглого стола на то, что в данный момент речь идет о судьбоносном решении. Народ первичен по отношению к тиграм, которые сегодня охраняются государством. Ситуация парадоксальна в том, что мы сегодня оппозиционируем государству, которое не дает гарантий народу. Хотя его основная роль – оберегать свой народ, согласно Конституции РФ. Ключевой вопрос - что будет с удэгейцами после создания национального парка через 5, 10, 30 лет?
Родион Васильевич считает, что в данном обсуждении следует обратить внимание на опыт Канады, который можно взять за основу. Канада похожа на Россию по многим факторам – климат, природа, коренные народы. Но есть и большое отличие – законное право коренных народов Канады на землю и принципы взаимодействия с государством, ключевые слова которых «партнерство», «со-управление».
Бочарников Владимир Николаевич, ведущий сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской академии наук: «Кто является объектом охраны – люди или природа? Конституция РФ, Закон «Об охране окружающей среды» гарантируют право человека на благоприятную среду. Изменения нужны не только в специальные законы «Об ОППТ», «О ТТП», а в целый блок законодательства.
Проект Положения о национальном парке «Бикин» не удовлетворителен, также требует доработки Положение о Постоянном совете коренных малочисленных народов. Совет имеет рекомендательный статус. Имеется существенное противоречие: председатель Совета является заместителем директора парка. Это означает, что он не сможет занять принципиальную позицию по отношению к директору парка».
Владимир Николаевич считает, что в действующем парке конфликт между участвующими сторонами будет: «Как разработать механизм для его разрешения? Сегодня никто не делал социально-психологический мониторинг. Его делать нужно обязательно, так как необходимо создавать информационную платформу. Если мы при создании парка не учитываем социально-экономической ситуации территории, не осознаем чем будет зарабатывать парк и люди, живущие на его территории, то это обречено. Социально-экономический план для этой территории должен быть разработан на стадии до разработки Положения о парке. Сегодня территория Бикина окольцована людьми, которые потирают руки на нее. Никто не делал оценку как пострадала экосистема Бикина от проложенной дороги, моста».
В итоге В.Н. Бочарников признал, что нет гарантии, что разработанные предложения на данном Круглом столе в итоге войдут в утвержденные документы, поэтому необходима прозрачность всего процесса.
Представители коренных народов Хабаровского края (Любовь Владимировна Пассар, президент РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края, Андрей Алексеевич Оненко, председатель территориально-соседской общины «Заур», Елена Анатольевна У, заместитель председателя семейной общины КМНС «Сородичи») поделились результатами деятельности национального парка «Анюйский», которые отрицательно сказались на жизнедеятельности коренных народов Хабаровского края.
В результате создания национального парка «Анюйский» вблизи национальных сел Нанайского района пострадали местные жители. Для них был ограничен свободный доступ на территорию парка. Жители утратили возможность собирать дикоросы, березовый сок в привычных местах, вблизи их традиционного проживания, осуществлять заготовку дров для собственных нужд. Родовые охотничьи угодья оказались на месте заповедной зоны, в связи с чем, традиционная охота оказалась под запретом. Когда же охотники стали возмущаться, то дирекция парка предложила территорию для охоты за 200 км от населенных пунктов, куда невозможно добраться ни наземным транспортом, ни, тем более, пешком.
Сейчас между местными жителями и Министерством природных ресурсов РФ идет переписка с целью решения сложившегося конфликта, но нет никаких гарантий его разрешения.
На стадии создания национального парка «Анюйский» в Хабаровском крае также была создана рабочая группа при министерстве природного ресурса края, были выработаны предложения по управлению, зонированию парка. Но в итоге парк был создан без учета мнения коренных народов и органов власти Хабаровского края.
Местные жители Красноармейского района, живущие вблизи национального парка «Удэгейская легенда» также поделились проблемами, сложившимися в результате деятельности парка. Было отмечено, что между дирекцией парка и местными жителями нет взаимодействия. Не было создано ни одного рабочего места для представителя коренного народа. Они считают, что многие охранные функции могли бы осуществлять сами, распределив участки парка между ними. Сейчас сельчане констатируют, что приезжие туристы, купившие туристскую путевку в парке, ведут себя вседозволенно, аппелируя тем, что они заплатили за все. Осуществляя рыбалку, вылавливают рыбную молодь, не думая о сохранении потомства стада. Такое неуважение к природе, священным местам обижает местных жителей.
К сожалению, представители руководства национальных парков «Удэгейская легенда» и «Анюйский» не приняли участие в мероприятии, хотя были извещены и приглашены на него.
На Круглом столе было озвучено обращение жителей села Красный Яр – протест против создания национального парка «Бикин».
Это обращение прокомментировал Владимир Витальевич Синицын, глава Пожарского муниципального района, на территории которого планируется создание парка.
Он сказал, что понимает протест жителей Красного Яра, но в ходе Круглого стола у него появилась надежда, что посыл коренных народов к власти будет услышан. Владимир Витальевич также подтвердил существование антропогенного и экономического пресса на природу Бикина. Сегодня нужно выработать такие рекомендации, которые бы учитывали мнения всех сторон – коренные народы, руководство парка, туристы и т.д.
Эйчиро Ногучи, представитель неправительственной организации «Taiga Forum» (Япония), сотрудничающая с селом Красный Яр уже много лет, признает, что Россия способна продемонстрировать всему миру успешное сосуществование исчезающих амурских тигров и удэгейского народа на Бикине. В качестве третьей стороны и наблюдателя НО «Taiga Forum» представила следующие рекомендации:
- жители Красного Яра и другие стороны принятия решений должны получить полную и исчерпывающую информацию по вопросам национального парка «Бикин»;
- для жителей Красного Яра и других сторон должны быть организованы общественные слушания по национальному парку для полного понимания и адекватного обсуждения;
- проведение комплексной экологической и социальной оценки должно быть справедливым и непредвзятым, учитывающим весь спектр воздействия и признанным всеми сторонами.
Арамилев Сергей Владимирович, директор Владивостокского филиала АНО «Центр «Амурский тигр», отметил, что причиной инициирования создания национального парка – нетронутый массив лесов и место традиционного проживания удэгейцев. Он признал, что Бикин сохранен до сегодняшнего дня усилиями удэгейцев, но эта ситуация не устойчива и поэтому может ухудшиться. Складывается тенденция нерегулируемого строительства туристских баз любыми желающими, увеличения потока туристов, рыбаков.
Сергей Владимирович резюмировал, что на Круглом столе участники говорили о новой модели ООПТ с новыми функциями с учетом интересов КМНС.
Анатолий Викторович Лебедев, председатель Совета Приморской региональной организации БРОК, высказал предложение создания Агентства по коренным народам или иной межведомственной структуры при Администрации Президента или Правительстве, ответственной за разработку и продвижение полноценной нормативной базы для создания модельных ТТП и ООПТ федерального уровня в местах проживания и хозяйственной деятельности КМНС и осуществляющей государственное управление на таких территориях.
В заключение Круглого стола вице-губернатор Сергей Петрович Сидоренко сделал заявление, что национальный парк «Бикин» не будет создан, пока действующее законодательство не претерпит изменения. При подготовке изменений будут учтены рекомендации данного заседания. По разработке социально-экономического плана территории будут проведены встречи с местным населением. Гарантом озвученной позиции является Губернатор Приморского края.
Участники Круглого стола отметили конструктивность и высокий уровень получившегося диалога, необходимость информирования жителей Красного Яра об озвученных предложениях, выработанных рекомендациях.
Елена У