// ЦС КМНС - Бесприданницу–ТТП могут выдать замуж за богатого жениха–недропользователя
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Август 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

ЦС КМНС член Арктического Университета

    Фонд "Батани"
batani
Абориген Экспо Тур
aborigen expo

Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Бесприданницу–ТТП могут выдать замуж за богатого жениха–недропользователя

Раздумье над пояснительной запиской к новому законопроекту

Одной рукой создаем, другой – ликвидируем.

Это может произойти, если будет принят проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также отдельные законодательные акты Российской Федерации, внесенные нашим правительством.



Это вызвано тем, что федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования dmitrievкоренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» не работает из-за отсутствия механизма его реализации и порядка создания ТТП. Как известно, на Камчатке в Быстринском районе зона ТТП первоначально обосновывалась в рамках создания национального парка на основе ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Но статус парка в 1995 году был понижен до областного, и зона ТТП была включена в состав Быстринского природного регионального парка.

Государево решение проблемы ТТП

Отметим, что цели данного законопроекта, указанные в тексте записки, который выделен ниже курсивом, многоплановые – это не только «совершенствование порядка создания ТТП, ведения на них традиционной хозяйственной деятельности, но и обеспечения баланса интересов коренных народов и иных хозяйствующих субъектов при осуществлении ими деятельности, не связанной с хозяйственной деятельностью коренных народов и оказывающей негативное воздействие на окружающую среду». А хозяйствующие субъекты – это компании ТЭК и ресурсно-добывающие компании. Таким образом, в одном законопроекте одновременно пытаются разрешить: «ряд неурегулированных вопросов, в том числе по порядку и процедуре создания ТТП, определению границ ТТП, составу земель таких территорий и их правового режима и охраны». Именно эти вопросы поднимались на съездах и в многолетних обращениях региональных ассоциаций коренных народов в госструктуры страны. А промышленные компании отстаивали и, как мы видим, отстояли свои ресурсно-экономические интересы.

Поэтому здесь предложен и «механизм использования ТТП коренными народами посредством соглашения между высшим органом исполнительной власти субъекта, … лицами», которые ранее имели права на земельные участки, входящие в создаваемые ТТП. «Соглашение также можно заключить и с хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность, не связанную с традиционной деятельностью коренных народов».

В новом законопроекте вместо ТТП трех уровней (федерального, регионального и муниципального) предлагается создание ТТП в границах земель одного субъекта: на землях в собственности самого субъекта, в том числе муниципальной, и федеральной собственности.

При этом границы ТТП определяют сами субъекты по согласованию с федеральными органами исполнительной власти «в порядке, определенном правительством РФ». Но этот порядок коренные народы ждут уже 17 лет!

Предусмотрено создание и ведение реестра ТТП, в том числе земельных участков, количества общин. При этом государственное финансирование предусматривается только на ведение реестра.

Творцы законопроекта считают, что его принятие будет позитивным, так как:

​ «позволит обеспечить объективность процедуры создания ТТП для защиты прав и законных интересов коренных народов, а также сбалансировать интересы государства, коренных народов и хозяйствующих субъектов»;

​ «не повлечет наделение органов госвласти субъектов и органов местного самоуправления дополнительными полномочиями»;

​ «не потребует дополнительных расходов бюджетов субъектов и местных бюджетов на их осуществление»;

​ «позволит обеспечить привлечение внебюджетных средств в реализацию мероприятий по созданию ТТП»;

​ «окажет положительное влияние на доходы бюджетов бюджетной системы РФ».

Время покажет реальность этих надежд!

Встречные предложения Петровской академии наук и искусств

Анализ пояснительной записки к законопроекту и предлагаемые изменения и дополнения в федеральный закон от 07.05.2001 г. №49-ФЗ, на наш взгляд, показывает целесообразность самостоятельного проекта закона о деятельности хозяйствующих (ТЭК и ресурсно-добывающих компаний) в пределах ТТП.

А в данном законопроекте желательно усилить акценты на всех этапах создания и функционирования самих ТТП: с обоснованием выбора мест их организации и границ на кадастровой (стоимостной) природно-ресурсной основе с учетом природно-экологической емкости и сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и оценок накопленных ущербов окружающей среде; создания положения о ТТП и ее специализации; организации системы управления ТТП, проекта развития и зонирования ТТП с режимами природопользования; создания системы мониторинга и проведения этно-экологических экспертиз; взаимодействие со старожилами; источники финансирования, налоги и многое другое, что потребует внесения необходимых изменений и дополнений в отдельные законодательные акты.

Все эти вопросы, в той или иной мере, ранее были отражены в «Концепции устойчивого развития КМНСС и ДВ РФ» (от 2009 г.) с их реализацией уже на первых двух этапах (2009 – 2015 гг.). А в 2012 году разработана и «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года». К сожалению, законодательное обеспечение поставленных задач для достижения среднероссийских показателей качества жизни коренных народов отстает от жизненных реалий. Хорошее законодательное обеспечение на пороге нового века, когда были приняты законы «О гарантиях прав КМНСС и ДВ РФ» (от 1999 г.), «Об общих принципах организации общин КМНСС и ДВ РФ» (от 2000 г.) и др., затем стало пробуксовывать.

Таким образом, сегодня предстоит большая работа с научным сообществом и серьезными затратами по организации ТТП.
Но не наступим ли мы на старые грабли?

Вспомним, в каких организационных и финансовых муках в 90-е годы рождались природные парки Камчатки, да и их нынешнюю низкую эффективность в сохранении природной среды и биоразнообразия. Например, для финансового обеспечения создания региональных ООПТ и их функционирования привлекались и многочисленные зарубежные гранты, в том числе от Фонда Сороса, Всемирного фонда дикой природы, Европейского сообщества. Был даже организован обмен опытом с французскими парками. Причем полученная «зелень» тогда не считалась экстремистской.

Возможна ли такая поддержка от северных этносов зарубежья в организации ТТП и в ее работе?

Надо учесть и исключить те ошибки, которые были допущены в функционировании природных парков за 1999 – 2009 гг., и были вскрыты краевой минприроды и экологии. А сегодня, как считают некоторые видные биологи, утрачена «возможность контролировать роль многих ООПТ в сохранении регионального биоразнообразия» (!) на основе мониторинга.

С 90-х годов Петровская академия наук и искусств (СПб) последовательно отстаивала позиции коренных народов по созданию ТТП на Камчатке в качестве самостоятельных образований – вне природных парков со статусом ООПТ, на принципах устойчивого развития, на основе учения о ноосфере В. И. Вернадского.

К ноосферному развитию человечества еще на пороге нового века призвал участников саммита АТЭС «Бизнес и глобализация» (15.11.2000 г., Бруней) президент РФ В. В. Путин: «Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития».

Не пора ли и нам ускорить это устойчивое развитие и в части создания ТТП. Тем более, что сегодня для ускоренного социально-экономического развития Камчатского края взят курс на создание территории опережающего развития «Камчатка» и свободного порта «Владивосток», режимы которых будут распространены и на часть территорий муниципальных районов. Здесь же уже реализуются и масштабные горнорудные инвестиционные проекты со строительством необходимой инфраструктуры и дорожной сети.

Как Камчатка спотыкается на этом пути – тема особого разговора!

А после пробуксовки федерального закона «О ТТП», запаздывания в реализации «Концепции устойчивого развития КМНСС и ДВ РФ» (от 04.02.2009 г. № 132-р), которую планировалось осуществить в три этапа в период 2009 – 2025 гг., нами предлагалось провести резервирование земель на кадастровой основе для создания камчатской ТТП – модельной территории федерального уровня.

Стоит напомнить, что в новорожденном федеральном законе «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» (2014 г.) резерв земельных участков для их организации и создания инфраструктуры для этого развития уже предусмотрен.

Остался ли сегодня резерв земель для камчатских ТТП? Куда и к какой инфраструктуре теперь прислонят ТТП? К рыбопромышленникам в береговых зонах полуострова или к недропользователям в горных районах? Или надо потеснить наши природные парки, в очередной раз изменить их границы, восстановив ТТП в Быстринском муниципальном районе? Наилучший вариант – «скрестить» часть ТТП с системой лососевых заказников, которую необходимо создать.

Как считает академик ПАНИ А. Субетто, «попытки решить хозяйственные проблемы северных народов в современной России на принципах рынка и частной собственности противоестественны законам северного бытия и принципиально не могут остановить вымирание народов Севера и деградацию среды их обитания под воздействием наступления компаний, добывающих ресурсы…»


Вадим Дмитриев,
ПАНИ, ККО «Русское географическое общество»

Читайте также:
Законодатели готовятся унифицировать терминологию о коренных малочисленных народах






Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика