ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Декабрь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Стоит ли гражданам писать обращения в органы власти?

В январе 2018 г. участники неформальное объединение представителей и экспертов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Абориген форум», обеспокоенные критическим положением населения национального поселка Усть-Авам, явившегося следствием трехлетнего судебного преследования охотников-общинников из этого поселка и Г. К. Щукина, являющегося президентом местной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, обратились с письмом к Губернатору Красноярского края.

Беспокойство было обоснованным, так как из СМИ стало известно, что в декабре 2017 г. в пос.Усть-Авам, где, по разным сведениям, проживает от 360 до 392 жителей, более 90% из которых нганасаны, долганы, ненцы, сложилась в эту зиму критическая обстановка: не завезли ни продуктов, ни топлива (вокруг леса нет), а из приговора суда по делу Г.К. Щукина, вынесенного 28 декабря 2017 г. , выяснилось, что обвиненные в 2015 г. в браконьерстве охотники-общинники три года не имели возможности охотиться на дикого серенного оленя, лишенные лимитов, оружия и средств передвижения (подробнее см. статью «Неправедный суд над коренными жителями Усть-Авама»).

В обращении излагалась суть ситуации, мнение доктора юридических наук о том, что обвинение охотников в браконьерстве является следствием «применения законодательства с учетом культурных и иных особенностей северных народов, хотя такие требования нормативно закреплены», и содержалась просьба оказать содействие в восстановлении справедливости и помочь семьям охотников, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах.

19.02. 2018 г. от Правительства Красноярского края было получено уведомление о том, что «срок рассмотрения обращения продлен до 21.03.2018», а 12. 03. 2018 г. был получен долгожданный ответ. Этот ответ настолько поразил участников «Абориген форума» своими типичными бездушием и бессодержательностью, что было решено придать и обращение, и ответ гласности.

Обращение

Временно исполняющему обязанности губернатора Красноярского края
А.В. Уссу

Уважаемый Александр Викторович!

Мы, неформальное объединение представителей и экспертов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Абориген-Форум», приветствуем решения о комплексных мерах по поддержке коренных малочисленных народов Таймырского Долгано-Ненецкого района, о котором нам стало известно из СМИ 18 января 2018 г .
Одновременно мы просим Вас обратить особое внимание на кризисное положение жителей пос. Усть-Авам, промысловиков и рыбаков, в том числе, нганасан, численность которых в Красноярском крае в межпереписной период с 1989 г. до 2010 г. сократилась на 33% и продолжает сокращаться.

Особенно это заметно по Усть-Аваму, где численность населения в последние годы сокращается, в основном, за счет убыли нганасан.

Вместе с тем, жители Усть-Авама, своей уникальной арктической культурой охотников на дикого оленя, сохранившей многие редчайшие архаические черты, привлекали и привлекают к Усть-Аваму внимание ученых всего мира.

Между тем, эта древняя культура, которую восприняли также совместно живущие с ними долганы, позволившая в свое время создать процветающий Госпромхоз «Таймырский», подвергается в настоящее время несправедливому давлению со стороны природоохранных структур Таймырского муниципального района, лишающих их возможности осуществлять охоту на дикого северного оленя, путем лишения охотников квоты на добычу оленя, а также невыдачей охотничьих билетов специального образца, полагающихся охотникам из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации. Об этом свидетельствуют приговоры суда над охотниками Усть-Авама, которые в 2016 г. проанализировал доктор юридических наук, специалист в области прав коренных народов России, автор монографии «Коренные малочисленные народы Севера в Российском праве» (М. 2010) и многих статей, в статье «Право коренных малочисленных народов на традиционное природопользование (на примере охоты)» (Государство и право. № 11.2016. С.32-42). Внимание юриста привлек «приговор мирового судьи от 16 июня 2015 г. по делу А. С. Порбина – представителя северного народа (нганасанина), который был обвинен в совершении преступления, предусмотренного п. “б” ч. 1 ст. 258 УК РФ – незаконная охота. …При этом преступными рассматривались действия названного лица, состоявшие в том, что он, реализовав свое право на добычу оленя в пределах квоты для коренных народов, сверх этого по просьбе сестры и больного племянника, имеющих также право на традиционное природопользование, дополнительно добыл для них оленей, не выходя за установленный им лимит. … Схожие характеристики имеет и дело Г. К. Щукина, являющегося президентом местной Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера названного муниципального района, которому в апреле 2016 г. было предъявлено обвинение в совершении того же преступления». В.А. Кряжков отмечает, это дело демонстрирует «что правоохранительные органы и суды не ориентированы на применение законодательства с учетом культурных и иных особенностей северных народов, хотя такие требования нормативно закреплены, и, как результат, не достигаются цели объективного и справедливого разрешения “аборигенных” дел… В результате, с одной стороны, представители названных народов и их общины, в силу отсутствия денежных средств, не способны конкурировать с иными хозяйствующими субъектами в получении права на осуществление промысловой охоты, а с другой – утрачивают свои территории традиционного природопользования и контроль над ними, что сокращает их возможности для ведения традиционной охоты и развития традиционной экономики, способно привести к деградации охотничьей культуры северных народов» (Кряжков. 2016. ук.соч. с. 40-42).

Дело Г.К. Щукина, начатое в 2015 г. завершилось 28 декабря 2017 г. Приговором Дудинского районного суда Красноярского края : «Щукина Геннадия Кирилловича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33 ч. 2 ст. 258 УК РФ и назначить ему наказание в виде денежного взыскания штрафа в размере 120000 (сто двадцать тысяч) рублей»

Из текста приговора следует, что в результате этих судебных дел, тянувшихся три года многие семьи охотников пострадали, так как были лишены возможности охотиться из-за отсутствия квот на добычу дикого северного оленя, а также ружей и транспортных средств, изъятых у них в качестве вещественных доказательств.

Попытка самостоятельного развития семейно-родовых общин Усть-Авама на основе традиционной экономики была пресечена в зародыше совместными действиями местных предпринимателей, скупавших, по словам общинников, мясо оленей по дешевым ценам, а продававших необходимые товары по высоким ценам. В частности указанное дело началось с «заявления в полицию директора ПХ «Пясино» Саломатова В.В.(КУСП 492 от 23.01.2015г. ОМВД по г. Норильску), в котором сообщалось, что в период с 21 по 23.01.2015 года по маршруту п. Усть-Авам - г. Норильск, предположительно без разрешительных документов на двух автомобилях с государственными номерами О 571 АА, М 273 АА осуществляется перевозка мяса дикого северного оленя» (Цит. по т. 1 л.д. 9 текста Приговора, см. на https://yadi.sk/d/lxsIvABf3RDiSX файл PDF), и звонка в полицию сотрудника отдела организации деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов Хребтова Я.Л., который вместе с начальником того же отдела Коробкиным А.В. в течении нескольких лет, в нарушение российского законодательства об охоте, не предоставляли квоту на добычу дикого оленя и охотничьи билеты предусмотренного образца охотникам из пос. Усть-Авам. Одновременно преследуя их за якобы незаконную охоту (все подробности взяты из текста Приговора).

Вызывает удивление в тексте Приговора, также то, что суд 28 декабря 2017 г. признав охотников, обвиненных в 2015 г. «лицами, уголовное преследование в отношении которого прекращено по нереабилитирующему основанию» и предписав вернуть им оружие и транспортные средства, изъятые у них 3 года назад , не предусмотрел для них компенсации за моральный и материальный ущерб, которые, по простой человеческой логике, необходимо взыскать с человека, подписавшего в полиции в январе 2015 г. заведомо ложное (что вскоре и выяснила полиция, вернув задержанное мясо владельцам) заявление, с которого началось уголовное преследование охотников пос. Усть-Авам.

Мы понимаем, что в ваши полномочия не входит вмешательство в деятельность судебных органов и территориальных органов Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Мы просим вас сделать для пострадавших семей охотников п. Усть-Авам, то, что в ваших силах.

Просим Вас помочь этим семьям в обеспечении продуктами, топливом и всем необходимым, так как они не имеют денежных средств, в связи с тем, что были лишены возможности зарабатывать традиционной охотой.

Просим содействовать восстановлению справедливости в отношении пострадавших охотников и Г.К. Щукина, пытавшегося помочь охотникам Усть-Авама обрести экономическую самостоятельность на основе развития традиционной деятельности семейно-родовых общин.

Просим проследить, чтобы комплексные меры поддержки коренного населения Таймыра, объявленные 18 января 2018г., не обошли стороной жителей пос. Усть-Авам.


Ответ органов власти см. Приложение>>>

Ответ, конечно, дан не по существу обращения. А ведь над ним работали полтора месяца!

В обращении просили оказать cодействие в восстановлении справедливости в отношении несправедливо осужденных охотников и помочь их семьям в обеспечении продуктами, топливом и всем необходимым, так как охотники были длительное время лишены возможности содержать семьи традиционной охотой.

Не помогли и не обещают.

Возникает сомнение, а работают ли все перечисленные в нем многообещающие законы и распоряжения Правительства Красноярского края по мерам поддержки коренных малочисленных народов, если у власти такие большие затруднения в "легальном толковании понятий «традиционная хозяйственная деятельность», «осуществление традиционной хозяйственной деятельности (традиционное рыболовство, традиционная охота) в качестве основы существования» и «удовлетворение личных нужд (личное потребление) малочисленных народов»? К тому же , судя по тексту ответа, положение усугубляет то, что «на федеральном уровне отсутствует четкий порядок учета лиц, относящихся к малочисленным народам, и критерии их отнесения к таковым, равно как и документ, подтверждающий их этническую принадлежность, являющися основным условием для использования ими дополнительных прав и гарантий со стороны государства".

Кому же тогда, и по каким критериям органы власти могут предоставлять эти меры поддержки?

В в ответе также указано, что: «Поскольку предоставление мер государственной поддержки носит заявительный характер, граждане, имеющие право на их получение, могут обратиться…». Но как заявители могут доказать, что они те самые "граждане", которые могут обращаться, если, выше в ответе сказано, что у них нет «документа, подтверждающего их этническую принадлежность, являющегося основным условием для использования ими дополнительных прав и гарантий со стороны государства"?

Нет "легального толкования понятий" , нет у граждан «документа, подтверждающего их этническую принадлежность» - нет и возможности оказать им поддержку.

Получается замкнутый круг, созданный законодателями и чиновниками, толкующими законодательство в свою пользу.

Публикуемое обращение со стороны общественности коренных народов и ответ на него Правительства Красноярского края это образец взаимодействия граждан и власти: полное бесправие несправедливо пострадавших граждан и полная уверенность власти в своем праве этих граждан судить, миловать, сулить им меры поддержки и не оказывать их.

Мы публикуем эти два документа, потому что, только увидев их рядом, можно понять насколько они отличаются друг от друга, и насколько они диссонируют.

Обращение «Абориген форума» написано простым человеческим языком и содержит простые человеческие просьбы помочь людям, попавшим по вине бюрократов в тяжелую жизненную ситуацию.

А ответ чиновников прост: пострадавшие сами виноваты, не помогали таким, и помогать не обязаны. И на восьми страницах, написанных бюрократическим языком, объяснение, почему они в своей правоте уверены.

Таких диссонирующих пар документов – обращений граждан с просьбой о помощи и бездушно-самоуверенных ответов власти, наверное, сотни тысяч.

Потому что власти знают, благодаря создаваемому ими противоречивому законодательству, граждане всегда виноваты, а власти, за качество созданных ими законов, не отвечают.

Так, все же, стоит ли гражданам писать обращения в органы власти. Я не знаю правильного ответа на этот вопрос, но пишу и подписываю. Потому что нельзя молчать, потому что хочется дать людям знать, что многие их поддерживают и понимают, потому что есть надежда, что эта завеса безразличия власти к положению граждан должна прорваться.


Ольга Мурашко




 
 
Яндекс.Метрика