ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Ноябрь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 29 30      

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Абориген-Форум: Приказ Минсельхоза РФ противоречит нормативным актам

Обращение Абориген-Форума по поводу внесения Минсельхозом РФ поправок в Административный регламент Федерального агентства по рыболовству, противоречащих федеральным законам РФ, направленных на ухудшение положения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ущемление их прав.

Вступившие в силу поправки, внесенные приказом Минсельхоза РФ от 30 ноября 2017 года № 599 в Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 24.12.2015 N 659   вызвали шок, недоумение и возмущение у коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Этими поправками, вносящими в Административный регламент существенные изменения, попирающими нормы Конституции РФ, федеральных законов РФ, Постановлений Правительства РФ, в очередной раз демонстрируется, что в нашем государстве в отношении коренных малочисленных народов РФ применяются не вышеперечисленные нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу, а ведомственные приказы, которые в соответствии с Конституцией РФ не должны издаваться, так как противоречат нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу. Однако они легко проходят регистрацию в Минюсте РФ (08.02.2018 № 49974), подтверждая вышесказанное.

«Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.»

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 N 765 в соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" утверждены "Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование", в том числе, пунктами 3; 11; 13; 14; 15; 16 данного постановления утверждены Правила предоставления водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Пунктом 14 Постановления установлено требование к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации утвердить форму и порядок заполнения заявок, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, срок и порядок их рассмотрения утверждаются соответственно.

В связи с этим требованием Минсельхоз РФ имеет довольно ограниченные полномочия, в которые не входит самостоятельное расширение списка оснований для отказа в предоставлении государственной услуги более, чем уже установлено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 N 765.

Во исполнение этого Постановлением Правительства РФ приказом Минсельхоза РФ от 24.12.2015 N 659 утвержден «Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование».

В соответствии с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 г. N 373, регламентом является нормативный правовой акт устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между структурными подразделениями с физическими и юридическими лицами при исполнении государственной функции в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Соответственно они не могут содержать больше требований и условий, чем установлено вышеуказанными нормативными актами, во исполнение которых они изданы.

В нарушении этого требования приказом Минсельхоза РФ 30 ноября 2017 г № 599 в ведомственный нормативный акт внесены изменения ограничивающие конституционные права граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и юридических лиц, в форме общин коренных малочисленных народов РФ и налагающие на них обязанности, которые не предусмотрены федеральными законами и Постановлениями Правительства РФ, а даже толкающие на нарушение федеральных законов:

- нововведениями в пункты 100; 101 регламента увеличивается срок рассмотрения заявки и срок для отказа в предоставлении государственной услуги с 30 дней с даты получения заявки до 120 дней с даты окончания приема заявок.
Заявка на ВБР представляет собой форму обращения гражданина в государственный орган о предоставлении необходимого ресурса для обеспечения возможности реализации его права на ведение традиционного образа жизни. Такое обращение должно рассматриваться в течении 30 дней. Иначе гражданин, в случае не принятия его заявки из-за допущенной ошибки, узнает об отказе только через 120 дней после окончания срока подачи заявок, что лишает его возможности своевременно исправить заявку и получить необходимые для ведения традиционного образа жизни ресурсы, это ограничивает само его право на ведение традиционного образа жизни, что законом не допускается.

Нарушив нормы ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», Минсельхоз РФ, ведомственным приказом, видимо, решил упростил работу своим чиновникам в ущерб правам коренных малочисленных народов, которые теперь из-за ошибки при заполнении заявки на ВБР на год, лишаются права на ведение традиционного образа жизни, гарантируемого Конституцией РФ и Федеральными законами РФ.

При этом, в соответствии с данным регламентом для других видов рыболовства «Общий срок предоставления государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование для осуществления рыболовства не увеличился и составляет не более 30 дней с даты получения заявок» (п.14; 15; 16 регламента). Нововведения, увеличивают срок рассмотрения заявок (п. 17; 100; 101) только для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

- Пунктом 100 незаконно установлены требования, ограничивающие права юридических лиц в форме общин коренных малочисленных народов и накладывающие на них обязанности, которые не обусловлены требованиями закона и не применяются к иным юридическим лицам осуществляющим другие виды рыболовства, что является ещё одним дискриминационным условием по отношению к коренным малочисленным народам.

В целях исполнения требования, изложенного в п. 100 регламента, Приложением 5 к регламенту на общины возлагается обязанность выполнять обработку и передачу персональных данных, третьим лицам, предоставляя к каждой заявке на каждый вид заявляемых биоресурсов, список членов общины с указанием их персональных данных, что противоречит нормам ФЗ "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ. В соответствии с законом, общины, не являясь операторами персональных данных, такими полномочиями не обладают. При этом для иных юридических лиц, также подающих заявки на ВБР, подобные требования в регламентах отсутствуют.

- Нововведением в пункт 100 устанавливается требование, ограничивающее право граждан РФ, относящихся к коренным малочисленным народам, на принятие решения, каким образом они собираются вылавливать предоставляемую им рыбу, исключающее возможность одну её часть выловить лично для собственного употребления, а другую часть в составе общины в целях хозяйственной деятельности. Это требование Минсельхоза РФ, установленное регламентом, отсутствует в законах РФ.

Данной поправкой Минсельхоз РФ ведомственным приказом хочет лишить коренные малочисленные народы и их общины возможности развиваться и получать прибыль для достижения уставных целей сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. Поскольку, следуя логике приказа, объемы ВБР теперь будут предоставляться общине только в пределах квоты на одного члена общины, перемноженной на количество членов общины. Если это не так, то вообще не понятен смысл этого нововведения. Кроме увеличения бессмысленной работы, возложенной и на общины, и на сотрудников теруправлений, которые теперь будут вынуждены сопоставлять списки членов общин с общим списком граждан, подавших заявки. Возможно, именно это послужило причиной увеличения срока рассмотрения заявок.

Такой подход в корне противоречит п. 3 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 г. N 373:

а) упорядочение административных процедур (действий);
б) устранение избыточных административных процедур (действий);
в) сокращение количества документов, представляемых заявителями;
г) сокращение срока предоставления государственной услуги;

- Минсельхоз РФ ведомственным приказом, установил запрет на предоставление общинам, в состав которых входят члены семей, не относящиеся к коренным малочисленным народам, водных биоресурсов на этих членов (п. 100 регламента), чем лишил членов смешанных семей коренных малочисленных народов РФ, не относящихся к этим народам, возможности вести традиционный образа жизни, который ведут эти семьи, проигнорировав при этом нормы Конституции РФ и федеральных законов РФ, гарантирующие гражданам РФ, не относящимся к коренным малочисленным народами, но ведущим традиционный образ жизни этих народов, права, равные правам коренных малочисленных народов.

- В пункте 102, в нарушение требований Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 г. N 373, не указан конечный срок получения результата рассмотрения заявки на анадромные виды рыб, также не указаны состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур при подаче заявки на анадромные виды рыб.

Указана абстрактная дата принятия решения по заявке - 10 дней с момента принятия решения комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. Но на основании чего и когда соберется эта комиссия, через какое время с момента подачи заявки, не известно.

Сейчас, ещё до новых поправок в регламент, есть реальные примеры того, что «анадромная» комиссия собирается и принимает решение по анадромным видам уже после того, как ход этих видов ВБР в определенных районах прошёл, плюс к этому ещё 10 дней пока этот вопрос рассмотрит теруправление. В итоге коренные малочисленные народы остаются без рыбы. Так было, например, в 2017 году в Советско-Гаванском районе Хабаровского края в отношении корюшки азиатской и горбуши. Что же будет теперь, когда эта административная процедура стала ещё более размыта.

- В подпункт 4 пункта 26 регламента внесены поправки самодеятельно увеличивающие исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению ВБР в целях обеспечения традиционного образа жизни, изложенный в пункте 11Постановления Правительства РФ от 15.10.2008 N 765, что является превышением полномочий данных Минсельхозу РФ, поскольку в законе «О рыболовстве…» и в вышеуказанном постановлении Правительства РФ подобные требования применительно к лицам осуществляющим рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации отсутствуют. Это является нарушением требований, установленных Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 г. N 373.

- Минсельхоз РФ ведомственным приказом ограничил права общин коренных малочисленных народов на осуществление рыболовства, самодеятельно установив основание для отказа в предоставлении государственной услуги, которое в соответствии с нормами федерального закона «О рыболовстве …» на общины коренных малочисленных народов не распространяется.

26. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является:

4) для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации:

отсутствие у общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, подавших заявку на предоставление в пользование анадромных видов рыб, предоставленного рыбопромыслового участка для осуществления добычи (вылова) анадромных видов рыб.

В соответствии с нормами ФЗ «О рыболовстве…» требование иметь рыбопромысловый участок для осуществления добычи анадромных видов рыб установлено для юридических лиц и ИП, занимающихся промышленным и прибрежным рыболовством. Общины к этим юридическим лицам не относятся. Однако отказы в предоставлении анадромных видов рыб общинам КМНС по этому незаконному основанию широко практикуются по всей стране, ограничивая права общин коренных малочисленных народов на вылов анадромных видов рыб.

- в регламент внесены новые основания для отказа в предоставлении государственной услуги в случае отсутствия квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов … (в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается) или отсутствие возможности добычи (вылова) водных биоресурсов в объеме и в районе добычи (вылова) водных биоресурсов, указанных в заявке в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.

Данные основания для отказа отсутствуют в законах и Постановлении Правительства РФ от 15.10.2008 N 765, применительно к рыболовству в целях обеспечения традиционного образа жизни …, т. е. являются самоуправством.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2005 г. N 768 при распределении общих допустимых уловов распределение квот ВБР в целях обеспечения традиционного образа жизни производится в первую очередь, а затем всех остальных по остаточному принципу. Поэтому ситуация, при которой возможно отсутствие квот добычи в целях обеспечения традиционного образа жизни возможно только в одном случае - если вообще не установлен общий допустимый улов на определенный вид ВБР.

Данная поправка внесена для реализации возможности необоснованного отказа в предоставлении ВБР по причине игнорирования заявок на ВБР органами власти субъектов РФ и неподачи предложений, содержащих суммарный объем водных биоресурсов по видам, запрашиваемых заявителями из числа КМНС, в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ от 15.12.2005 г. N 768, т. е. основная её цель прикрыть умышленное бездействие органов власти субъектов РФ, игнорирующих заявки на ВБР от коренных малочисленных народов.

Законом не предусмотрено непредоставление водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации как в отношении ВБР, общий допустимый улов которых устанавливается, так и в отношении ВБР, общий допустимый улов которых не устанавливается. Кроме того, в соответствии с п.6 ст.16 ФЗ «О рыболовстве…» Объем добычи (вылова) водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, определяется по заявлению лица, у которого возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Противоречие ведомственного приказа нормам закона недопустимо.

То же самое относится и новому пункту 1021, вводящему формулу расчета предоставления объема ВБР в случае, если заявки КМНС были проигнорированы, а суммарный объем запрашиваемых заявителями водных биоресурсов был предложен в Росрыболовство региональными властями не на основании поданных заявок, а взят «с потолка». Чем нарушается основа заявительного принципа предоставления ВБР для рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, смысл которого не в том, чтобы собрать заявки с КМНС и отказать по надуманным причинам, а в том, чтобы учесть весь объем ВБР, необходимый коренным малочисленным народам, и предоставить его. Чтобы люди, для которых рыболовство всегда являлось и является основой существования и выживания, не остались без рыбы.

В целом Административный регламент представляет собой не четкий и понятный правовой акт федерального органа исполнительной власти, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур, а, наоборот, являет документ, ставящий основной своей целью ограничение прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на доступ к водным биоресурсам. Имеющий размытые сроки предоставления услуги, избыточные административные процедуры и барьеры, не обусловленные требованиями закона.

На основании вышеизложенного требуем отмены поправок, внесенных приказом Минсельхоза РФ от 30 ноября 2017 года № 599 в Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по подготовке и принятию решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, утвержденный приказом Минсельхоза РФ от 24.12.2015 N 659. Исключения из него дискриминационных норм в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Требуем приведения данного регламента в соответствие нормам Конституции РФ, федеральным законам от 30.04.1999 N 82-ФЗ; от 20.12.2004 N 166-ФЗ; 02.05.2006 N 59-ФЗ; от 27.07.2006 N 152-ФЗ; Постановлениям Правительства РФ от 15.10.2008 N 765, от 15.12.2005 г. N 768, от 16.05.2011 г. N 373.


28.02.2018г.


Абориген-форум является объединением представителей коренных народов Севера России и экспертов, возникшим в 2014 г. на основе свободного волеизъявления участников для обмена информацией и защиты прав коренных народов Севера России. Одна из целей объединения - подготовка коллективных обращений в органы власти, судебные органы, СМИ для устранения возникших нарушений прав коренных народов. 
В  составе АФ есть эксперты по законодательству, юридической, информационной защите, международным вопросам и другим тематическим направлениям.


Читайте также:


Предложения Российского Форума коренных народов (Абориген Форум) по проекту ФЗ об этнологической экспертизе

Саамское сообщество настаивает не трогать священное озеро

Реестр КМНС нарушает Конституцию РФ и международные нормы права

Жители Нумто в беде

Встреча Абориген форума

Абориген форум в защиту Нумто

В защиту прав коренных народов




 
 
Яндекс.Метрика