ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Ноябрь 2023 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 29 30      

ЦС КМНС член Арктического Университета

    
Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Предложения Российского Форума коренных народов (Абориген Форум) по проекту ФЗ об этнологической экспертизе

Предложения Российского Форума коренных народов (Абориген Форум) по проекту закона об этнологической экспертизе Участники Абориген Форума, неформального объединения представителей и экспертов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ознакомившись на сайтеhttp://regulation.gov.ru/projects#npa=77915 с уведомлением о проведении общественного обсуждения проекта Федерального закона «Об этнологической экспертизе в Российской Федерации» с удовлетворением отметили, что «круг заинтересованных лиц - представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». 

Мы считаем, что принятие закона своевременно и необходимо для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, чья исконная среда традиционного проживания и природопользования стремительно сокращается, превращаясь из карты традиционного расселения коренных народов в густую сетку лицензионных участков, предназначенных для промышленного освоения подземных и наземных природных ресурсов. За прошедшие 19 лет после принятия Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», где было продекларировано понятие «этнологической экспертизы» и право коренных малочисленных народов на участие в проведение оценки воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни, а также получение справедливых компенсаций за причиненный ущерб исконной среде обитания и традиционному образу жизни, из-за отсутствия этого закона потеряли больше половины традиционно используемых земель и водных объектов, традиционных пастбищ, охотничьих и рыболовных угодий, которые были либо изъяты, либо стали недоступными, либо непригодными для традиционного природопользования. При этом всё это происходит без оценки ущерба, убытков и компенсаций коренным малочисленным народам, их объединениям и отдельным представителям. 

Мы считаем, что концепция федерального закона «Об этнологической экспертизе» должна опираться на Конституцию РФ (ст. 9; 69; п. «м» ч. 1 ст. 72) и российское законодательство о правовом статусе коренных малочисленных народов, в соответствии с которыми в этот федеральный закон должны быть включены следующие принципы: • презумпция потенциальной опасности любой намечаемой и /или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности для исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; • недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов и связанных с ними культурных, социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности; • научная обоснованность, объективность и законность заключений этнологической экспертизы; • независимость экспертов, участвующих в проведении этнологической экспертизы; • ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество оценки • обеспечение добросовестных консультаций и сотрудничества с соответствующими коренными народами через их общественные объединения с целью заручиться их свободным, предварительным и осознанным согласием, до утверждения любого проекта, затрагивающего их земли или территории и другие ресурсы, особенно в связи с освоением, использованием или разработкой полезных ископаемых, водных или других ресурсов. 

Этнологическая экспертиза должна решать следующие задачи: осуществление этнологического мониторинга; предупреждение возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально- культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса; подготовка заключения о влиянии изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса; разработка программ комплексных мер, в том числе компенсационных, по обеспечению устойчивого развития мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. 

Материалы, предоставляемые заказчиком проекта на этнологическую экспертизу, должны включать, как минимум: характеристику этнокультурного и социально-экономического развития малочисленных народов, в том числе, медико-демографическую, этносоциологическую оценки населения; характеристику видов традиционной хозяйственной деятельности, осуществляемой малочисленными народами; характеристику земель и иных природных ресурсов, необходимых для ведения традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; характеристику расположения отдельных природных объектов историко-культурного значения, мест древних поселений, мест семейных и родовых захоронений малочисленных народов и иных объектов, имеющих культурную, историческую, религиозную ценность; характеристику поселений, в том числе, имеющих временное значение, факторий, стойбищ, стоянок малочисленных народов, другие важные объекты. 

В законе должно быть указано, что исчисления размера ущерба и убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицам, к ним относящимся, в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в обязательном порядке производится по специальной методике, основанной на оценке воздействия хозяйственной и иной деятельности на исконную среду обитания и традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, утвержденной Правительством РФ. 

Все перечисленные предложения соответствуют духу и смыслу законопроекта «Об оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации», подготовленного АКМНСС и ДВ РФ в 2013 г. и обсуждавшегося на круглом столе в Государственной Думе, а также законодательству об этнологической экспертизе Республики Саха (Якутия) и многолетней практике его применения. 

Считаем необходимым при разработке проекта Федерального закона «Об этнологической экспертизе» и совершенствовании соответствующей методики использовать положительный опыт применения законодательства об этнологической экспертизе Республики Саха (Якутия) и Методики (утв. приказом Минрегиона России от 09.12.2009 № 565), а также законопроект АКМНСС и ДВ РФ «Об оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации». 

11 февраля 2018 г. 





Ссылки по теме:

Началась работа над законопроектом об этнологической экспертизе

Этнологическая экспертиза должна приносить максимальную пользу — итоги второй переговорной площадки в Якутии

В ЯНАО предложили ввести институт этнологической экспертизы

Этнологическая экспертиза требует принятия федерального закона

Добычу ресурсов в России предлагают согласовывать с коренными народами

Малочисленным народам нужен федеральный закон об этнологической экспертизе






Читайте также:

Завершилась ежегодная встреча Абориген-Форума







 
 
Яндекс.Метрика