// ЦС КМНС - Коренные народы лишают социальной пенсии
ЦС КМНС / РИТЦ English version    На главную страницу Поиск по сайту (пока не работает)
 
ЦС КМНС / РИТЦ
<< < Июнь 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 24 25
26 27 28 29 30    

ЦС КМНС член Арктического Университета

    Фонд "Батани"
batani
Абориген Экспо Тур
aborigen expo

Арктический Совет
arctic-council logo
Секретариат КН в АС
IPS logo

IWGIA
iwgia














 

 

Коренные народы лишают социальной пенсии

Министерство труда и социальной защиты России планирует лишить большую часть представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока социальных гарантий

Министерство труда и социальной защиты России разослало в высшие органы исполнительной власти субъектов РФ проект Постановления Правительства РФ, определяющий новые условия назначения социальных пенсий представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые резко и необоснованно сужают круг представителей этих народов, которые, согласно законодательству могут выйти на пенсию, достигнув возраста 50 и 55 лет (женщины и мужчины соответственно).

Не объясняя причин такой инициативы, а лишь ссылаясь на поручение Зампредседателя Правительства и некую «концепцию», содержание которой не приводится, Министерство включило в проект постановления свой «Перечень малочисленных народов Севера», в который не включены вепсы, и свой «Перечень районов проживания малочисленных народов Севера», из которого, по сравнению с Перечнем, утв. Правительством РФ 08 мая 2009 г. № 631-р, выпало множество реальных мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

По поводу своего «Перечня районов» Министерство пояснило, что использовало «Перечень районов проживания малочисленных народов Севера» 1993 г., который был признан утратившим силу в связи с изданием нового Перечня от 08 мая 2009 г.

Эта инициатива Минтруда России явилась следствием вступления в силу с 1 января 2015 г.Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии".

В отношении коренных народов Севера этим законом были внесены следующие уточнения:

если, до вступления в силу указанного закона, подпунктом 4. ст. 11 ФЗ правом получения социальной пенсии наделялись « граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины)»; то в новом законе это право отягощается условием « постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии».

Кроме того, в статью 11 был введен подпункт 6 «Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации."На основании этого подпункта Минтруда и подготовил свой проект перечней.

Эти изменения в условия получения социальной пенсии по старости для коренных народов Севера и проект Постановления Минтруда России вызывают удивление, недоумение и возмущение.

Что же теперь получается? Если представитель КМНС, достигший пенсионного возраста, всю свою трудовую жизнь проживал и трудился в «районах проживания народов Севера», а эти «районы» в Перечне перечислены подробно, до уровня сельского поселения, но в последние месяцы перед пенсией из-за, например, ухудшившегося состояния здоровья переехал поближе к больнице, в райцентр, то он лишается права досрочного выхода на социальную пенсию?

Или другая парадоксальная ситуация: получается, что в России будут места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, где живут коренные малочисленные народы (согласно Перечню 2009 г.), в которых одна часть представителей этих народов будет иметь право на досрочную социальную пенсию, а другая, в соответствии с «Перечнем районов проживания», предлагаемым Минтрудом, не будет этого права иметь?

Следует напомнить, что право досрочного выхода на социальную пенсию коренные малочисленные народы Севера получили в связи с тем, что показатели продолжительности их жизни были и остаются ниже среднероссийских показателей, а также потому, что они жили и продолжают жить в отдаленных районах, нередко труднодоступных и с экстремальными климатическими условиями.

Этот подход отражен в «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», принятой Правительством РФ в том же 2009 году, когда был утвержден и Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Четвертой задачей указанной Концепции является создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов Севера, в том числе, путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня.

Причем, следует отметить, привычное выражение 90-х годов ХХ века «малочисленные народы Севера» уже давно, с 2001 г., было заменено в официальных документах общепринятым понятием «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». К сожалению, несмотря на предложения депутатов Комитета по делам национальностей Госдумы, унификация терминов в этом отношении по всему российскому законодательству так до сих пор и не состоялась. И одним из противников этой унификации является Министерство труда и социальной защиты РФ, которое, используя устаревшую терминологию, сейчас пытается своим проектом постановления вернуть в российское законодательство утративший силу «Перечень районов проживания малочисленных народов Севера» 1993 г.

Зачем это делается? Чтобы сократить число представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, имеющих право на досрочную пенсию, усложнить им и без того сложную жизнь? Чтобы на них сэкономить? Может быть, в этом и состоит таинственная «концепция», упомянутая в проекте постановления? Экономия будет мизерной: численность указанных народов составляет сейчас чуть более 250 тысяч человек, а среди них доля людей старше 50 лет, в среднем по регионам, составляет менее 10%. А вот ущерб здоровью и моральные страдания, которые получат пожилые представители коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не говоря уже о материальном ущербе, будут огромными, если данный проект постановления Министерства труда и социальной защиты утвердит Правительство РФ.

Такие меры, направленные на снижение социальной защищенности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, недостойны нашей страны!

Ольга Мурашко




© Центр содействия КМНС


Ссылки по теме:


Право на получение социальной пенсии по старости




   




Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 
 
Яндекс.Метрика